25 лет на службе: как Альфат Бабаниязов создавал ГАИ в Мамадыше
За 25 лет службы Альфат Бабаниязов прошел путь от мотоцикла «Урал» до автоматизированного экзаменационного автобуса «Вятка». Его работа заложила основы системы дорожной безопасности Мамадышского района.
Начало пути: от водителя до автоинспектора
В Мамадышском районе Госавтоинспекцию невозможно представить без человека, который стоял у истоков создания этой службы. Альфат Бабаниязов, уроженец села Верхняя Ошма, начал службу в госавтоинспекции в 1968 году, после службы в рядах Советской Армии. Службу он проходил в группе советских войск в Германии на должности водителя.
После армии он приехал поступать в Казанский сельхозинститут, но не прошел по конкурсу. На улице Островского в Казани на стенде он увидел объявление о приеме на работу в дивизион регулировщиков уличного движения (РУД) отдела ГАИ МВД ТАССР. Он пришел по указанному адресу, имея на руках армейское удостоверение, которое присвоили ему как отличному водителю, прослужившему три года в должности. В удостоверении говорилось, что он является общественным автоинспектором. Это удостоверение, которое Альфат Ахметович хранит до сих пор в семейном альбоме (я видел его при беседе), стало его направлением на работу. Так началась его служба в ГАИ Казани.
Параллельно он поступил в Васильевский автотранспортный техникум, который успешно окончил в 1972 году. В это же время в Казани он встретил заместителя начальника Мамадышского районного отдела внутренних дел по оперативной работе Равиля Хазиева, который предложил ему вернуться в район, так как в Мамадышский РОВД требовался госавтоинспектор. Так служба Альфата Ахметовича началась в Мамадышском районе. В то время в штате РОВД было два инспектора ГАИ.
Будни мамадышской ГАИ: от мотоцикла до «Москвича»
Помещение для сотрудников ГАИ в то время находилось в одном здании РОВД по ул. Советская, 6. В одном кабинете работали и сотрудники ГАИ, и сотрудники пожарного надзора, так как все они входили в структуру МВД.
Со временем парк автомототранспорта в районе увеличивался. К 1974-1975 годам колхозы и совхозы района имели в хозяйствах более 25 автомобилей, в частных руках было большое число мотоциклов, а легковых машин — немного. В качестве служебного транспорта ГАИ имелся милицейский мотоцикл «Урал» с надписью «ГАИ» на коляске.
Организованно проходили мероприятия по техническому осмотру техники в хозяйствах, с присуждением призовых мест за подготовку и хорошую организацию работы среди водителей, предприятий и организаций района. Как только заканчивалась посевная в районе, с мая по июнь ежегодно проходил двухмесячник по ремонту и строительству дорог с привлечением всей имеющейся автомобильной и тракторной техники. Дальше начиналась уборочная кампания, операция «Урожай».
Если учесть, что в то время, кроме вертикальной власти по линии МВД ТАССР, все эти процессы в районе проходили под руководством районного комитета КПСС, то вся работа шла четко и была хорошо поставлена. Мамадышский район по территории был большой, около 30 хозяйств, и все работали как слаженный механизм. Руководители хозяйств и партийные комитеты очень добросовестно работали с водительским составом, дисциплина была на хорошем уровне. Если в соседних районах аварийность транспорта превышала республиканские значения в 2-3 раза, то в Мамадышском районе случалось 12-13 аварий в год. Учитывая хорошие показатели, в 1979 году для службы через руководство района был получен автомобиль «Москвич», который намного облегчил несение службы.
Прорыв: создание межрайонного регистрационно-экзаменационного отделения
В 1982 году в Мамадышском районе открылось межрайонное регистрационно-экзаменационное отделение (МРЭО) ГАИ, обслуживавшее Агрызский, Елабужский, Мамадышский и Менделеевский районы. В этом была большая заслуга начальника ОГАИ МВД ТАССР Рафаэля Туктарова и руководства Мамадышского района.
Самое интересное было в том, что первоначально не было известно, в каком районе оно будет находиться! Туктаров сказал Альфату Ахметовичу: «Если в течение трех дней найдешь помещение, МРЭО будет у Вас». В это время шла реконструкция и строительство здания АТП в Мамадыше. Обратились к начальнику АТП Леониду Автономову, и он сразу же определил помещение — МРЭО открылось в Мамадыше.
В связи с открытием МРЭО дополнительно выделили 5 должностей, включая паспортиста, инспекторов по приему экзаменов и регистрации транспорта. В соответствии с Приказом МВД СССР было создано отделение ГАИ Мамадышского РОВД, и начальником ОГАИ был назначен капитан милиции Альфат Бабаниязов. В этом же году получили автомашины ВАЗ-21013 и ГАЗ-52 для приема экзаменов. В 1983 году для приема экзаменов получили автобус КАВЗ с 5 автоматическими рабочими местами «Вятка», который автоматически выдавал результат на основе заданных вопросов — объективно и быстро! В 1993 году с развитием Камской экономической зоны МРЭО изменило дислокацию и переехало в Елабугу в составе Елабужского ГРОВД.
Многогранная служба: от порядка на дорогах до работы с детьми
Вместе с обеспечением безопасности дорожного движения госавтоинспекция решала не менее важные задачи — обеспечение охраны общественного порядка и борьбу с преступностью. Ни один Сабантуй, ни одно массовое мероприятие в районе не проходило без сотрудников ГАИ. Сейчас это всем понятно, а тогда это правило только входило в норму при очень малом количестве сотрудников.
В связи с ростом автопарка района сотрудниками ГАИ был усилен контроль за соблюдением ПДД. Большую работу по подготовке водителей вела автошкола ДОСААФ в Мамадыше, которая готовила сотни водителей в основном категории «С» для Вооруженных Сил СССР.
Проводилась многогранная конкретная работа по профилактике дорожно-транспортных происшествий в общеобразовательных школах района и на предприятиях, начиная с посещения детских дошкольных учреждений. В школах были созданы группы интересующихся работой госавтоинспекции и изучением правил дорожного движения, которые объединялись в отряды юных инспекторов движения (ЮИД). Они участвовали в республиканских соревнованиях ЮИД, получали призовые места.
Следует отметить, что в эти годы работа по пропаганде и профилактике безаварийной работы проводилась особенно бурно. Велась активная работа с нетрезвыми водителями, которые являются источником повышенной опасности на дорогах. К таким нарушителям применялась самая строгая мера наказания — лишение права управления транспортными средствами. Большое внимание уделялось состоянию уличной дорожной сети Мамадыша и опасных участков автодорог и улиц. В дальнейшем в связи с развитием дорожной сети и строительством автодороги Казань-Набережные Челны были увеличены штаты сотрудников ГАИ, открыты посты на мосту через реку Вятка, создано трассовое подразделение УГАИ МВД ТАССР с дислокацией в Мамадыше, что позволило значительно улучшить дорожную обстановку.
Личная жизнь и семья
Летом 1971 года Альфат Ахметович познакомился с молодой учительницей Леной Хаевной, которая работала в школе села Верхняя Ошма по направлению (сама родом из села Верхняя Сунь). Он подвез ее на мотоцикле до села во время августовской конференции учителей. На следующий год они поженились. У них родились дети — все трое девочек выбрали профессии, устроились в различных сферах деятельности и стали уже взрослыми людьми.
Завершение карьеры и заслуженный отдых
В 1995 году майор милиции Альфат Бабаниязов вышел на пенсию, отслужив 25 календарных лет в Госавтоинспекции МВД России.
Альфат Ахметович — уважаемый человек, который всю жизнь честно и добросовестно служил Родине. Поэтому о нем до сих пор хорошо отзываются люди, помнят его как честного, простого в общении и доступного к проблемам людей человека.
Рамзиль Кашапов, подполковник в отставке
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев