Немало потаенных тайн хранит в себе Тавельский край. Вот одна из них…
АЛЕКСАНДР ДЫМОЛАЗОВ,
лауреат премии им.Дм.Крещенова, с.Чаксы
В разгаре лета 1968 года у колхозницы Елизаветы Савиной пропала корова - вечером из табуна не вернулась домой. С ног сбились всей семьей. Обежали село, заглянули в водоемы и овраги, побывали в...
Немало потаенных тайн хранит в себе Тавельский край. Вот одна из них…
АЛЕКСАНДР ДЫМОЛАЗОВ,
лауреат премии им.Дм.Крещенова, с.Чаксы
В разгаре лета 1968 года у колхозницы Елизаветы Савиной пропала корова - вечером из табуна не вернулась домой. С ног сбились всей семьей. Обежали село, заглянули в водоемы и овраги, побывали в соседних деревнях - как в воду канула буренка. Спустя неделю грибники случайно неподалеку от Плакун-ключа, на Горе (так жители именуют окаймляющую село с севера и протянувшуюся на несколько верст возвышенность, поросшую сосновым лесом и орешником) услышали слабое мычание, доносившееся из ямы под хворостом. Еле живую доставили измученную животину на родное подворье. Гадали, судачили селяне о ловушке в лесу и от старожилов выведали давнюю историю.
В трагическом 1942 году, когда страна дышала гибелью, по округе пополз тревожный слух: в лесу появились, по выражению жительницы Духары Кокрановой, - бегляшки. Не бывает дыма без огня: ими оказались убежавшие с фронта дезертиры - уроженец села Василий Павлов (в чаксинском варианте ударение в этой фамилии на последнем слоге), другой - из соседних Тавелей, и украинец Литвиненко. Они укрылись в старой избенке на подворье Павловых, затем перебрались на Гору, где соорудили глубокое логово-землянку, замаскировав ее валежником и ветками, где и отлеживались в светлое время суток. С бугра хорошо просматривалась извивающаяся у ее подножья речка Чаксинка и, недалеко, за нешироким полем, селение с ведущими к нему проселочными дорогами. Родственники нежданного гостя пребывали в страхе и панике. Однажды беглецов, застигнутых в пути на лежбище, едва не обнаружили. Ранним утром председатель колхоза Балясов объезжал поля на жеребце в тарантасе и направился к ложбинке, где в заросшую высокой травой выбоину втиснулись пробиравшиеся в логово. Они уже приготовились стрелять из имевшегося у них пистолета, однако осторожный конь, Зудень, видимо, почуяв чужих людей, заартачился и Егор Макарович (недавно вернувшийся с фронта раненый в руку под Волоколамском) вынужден был объехать опасное место. Поговаривали, что с наступлением холодов украинец отправился на восток - на Урал, где, вероятнее всего, и угодил в штрафной батальон. За давностью лет в селе уже не помнят, как наказали остальных. Чаксинец коротал старость в Сосновке Кировской области. Н.Наумов из Тавелей, по прозвищу Коля Кучум (его дальняя родня - богатые крестьяне Кучумовы), доживал век последним нищим в нашем крае - с сумой за плечами собирал милостыню, не имел своего угла и ночевал, где застанет ночь. Предан земле за казенный счет на Тавельском кладбище, когда сельсовет возглавляла Л.Шулаева.
Таковы дела минувших дней. По инициативе директора Л.Шулаевой, которая поощряет интерес к истории родного края, учащиеся Чаксинской школы совершают экскурсии по окрестностям, навещают и заросшее березами убежище - объект для размышления. Обращение к прошлому, думается, поможет молодому поколению лучше осознать реалии текущей жизни и понять, что и ныне не так просто обстоят дела в подлунном мире.
Нет комментариев