Нократ

Мамадышский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество.

Мамадышский библиотекарь рекомендует прививать любовь к чтению с раннего детства

Я обожаю читать. Бумажная книга для меня – самый ценный подарок. Но это скорее исключение, чем правило. По какой-то непонятной мне причине, читать сегодня не модно. При том, что книги несут в себе много важных функций, помимо развлекательной. Например, умение говорить красиво формируется благодаря чтению книг - словарный запас пополняется, в памяти остаются образцы правильного построения предложений.

Имея надежду прояснить эту ситуацию и при самом наилучшем раскладе повлиять на нее позитивно, я взяла интервью у специалиста по чтению, заведующей информационно-библиотечным центром МБОУ «Лицей №2 им. ак. К.А.Валиева» Надежды Павловны Потеряхиной. Она дала несколько советов как приучить ребенка к книге. Также в материале вы найдете конкретных авторов, которых в первую очередь стоит предложить юному чтецу. 

-Надежда Павловна, сегодня, действительно, молодежь читает меньше или мое наблюдение ошибочно? 

-Да, читают меньше и читают неправильно. Информация не задерживается, память у детей слабая. Я не знаю, что является причиной. Возможно, гаджеты. Наполняемость библиотек оставляет желать лучшего. И художественной литературы мало, и учебной. Детям книги предлагаем из того ассортимента, что есть. На 25-летие лицея выпускники 98-го года подарили сборник классической литературы, которая входит в школьную программу. Но хочется, чтобы и вне программы дети читали. Это необходимо для духовного, культурного развития. Для обогащения речи. Ведь молодежь сейчас очень мало говорит. В смс и то смайлики. А во взрослой жизни, в профессиональной деятельности разговаривать придется. И хорошо бы, чтобы речь была грамотной. 

-Примерно так я и думала о ситуации. Каким-то образом проблема решается? 

-Создаются программы. В школах появился курс функциональной грамотности. Один из подразделов - читательская грамотность. Дети учатся пересказывать, понимать прочитанное, анализировать, обсуждать. Есть Всероссийский конкурс «Читающая школа - читающая мама - читающая страна». Он направлен на возрождение традиций семейного чтения. 

-И все-таки читающие детки есть? 

-Есть, конечно. В лицее есть одиннадцатиклассница, она любит читать, и мы с ней часто дискутируем на тему прочитанного. Книжки она в интернете находит. Это, кстати, еще один негативно влияющий фактор на чтение. Бумажные книги достаточно дорогие. Регулярно тратить деньги на новые книги не каждый может. 

-Что вы можете посоветовать родителям, которые хотят приучить детей к чтению? 

-В первую очередь, читать самим. Заставляя, вызвать интерес невозможно. Только собственным примером можно показать ценность книг. Можно читать вместе и обсуждать. Так для ребенка процесс будет более интересным. Можно использовать небольшие хитрости. Дочитать ребенку до интересного момента, а потом, под предлогом срочных дел, дать книгу ребенку. Интерес побудит ребенка читать дальше. Так постепенно он и втянется. Читать можно по очереди. Страницу родитель, страницу ребенок. Если ребенок слишком мал, читать по предложениям. Весь секрет в том, чтобы родителю самому был интересен этот процесс. Можно предложить ребенку книгу, которую сам читал в детстве, чтобы потом обсудить. Как-то ко мне пришла ученица начальной школы, попросила «Тимура и его команду» Гайдара. Я удивилась, потому что произведение не по возрасту. А она сказала, что ей папа посоветовал, ему она нравилась. Вот это верный подход. 

-С какого возраста можно детей приобщать к литературе? 

-Я думаю, лет с двух уже можно. Потешки читать, стихи. Сейчас много адаптированных книг, с встроенными игрушками, которые и тактильно ребенка развивают, и визуально. По мере взросления сложнее книги подключать. Азбуку рекомендую изучать по «Букварю» Надежды Жуковой. Очень грамотно и доступно в нем все изложено. В раннем детстве книги должны быть бумажными. К электронным стоит переходить как можно позже. Для начальных классов хороши произведения Николая Носова, Валентины Осеевой, Льва Толстого. Они нравственные, легко читаются, понятны. Детям постарше стоит отталкиваться от жанров, которые больше откликаются. Фэнтези сейчас популярны. У нас в лицее проходит акция «Подари книге вторую жизнь», лицеисты приносят книги, которые сами уже прочли. Так в библиотеке появился сборник рассказов современных авторов «Куриный бульон». Он стал популярен. Что касается Гарри Поттера, то его можно прочитать, чтобы сравнить с Чеховым, Толстым и другими классиками. Хочется выделить, что новые книги родители обязательно должны проверять перед тем, как дать их детям: хотя бы аннотацию читать. Авторов много, мало ли что может быть в содержании. В идеале, конечно, сначала полностью прочесть, а потом предлагать ребенку. Потому что у детей критическое мышление только формируется. 

То, что дети читают в книгах, воспринимают как истину. Это влияет на их личность, создает ценностный ряд, что в дальнейшем влияет на успешность.

Приведу пример. Журнал «Татарстан» в своих интервью с известными людьми задает вопрос про книги, которые на них повлияли. Все участники называют свои. На Минтимера Шаймиева повлияли Бальзак, Толстой, Абсалямов. Это о многом говорит. Поэтому читать нужно, развиваться всесторонне нужно, учиться выражать свои мысли крайне нужно!

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: чтение книги