Историк Мамадыша рассказал о старинных подземных ходах в городе
В районной газете «Вятка» («Нократ») была опубликована заметка: «Уже много лет среди людей ходят предания о существовании подземных ходов в Мамадыше. Говорят, что они были и под сегодняшней детско-юношеской спортивной школой по улице Карла Маркса, и в сторону спиртзавода от бывшего дома Щербакова (ныне здание отдела образования района), и в огороде домов напротив хлебоприемного предприятия».
Существует и конспирологическая теория о том, что имеется подземный ход от места, где ранее находился Троицкий собор по прямой линии, идущей через бывшую усадьбу купцов Щербаковых (с нынешней улицы Советской, бывшей Троицкой) до горы Пузанки (по линии домов, расположенных на улице Толстого, бывшей Никольской).
Так что же за сводчатые кирпичные подземные строения периодически встречаются при строительных работах или просто обваливаются, пугая наших земляков-современников? Все объясняется довольно просто.
Для начала хочется, чтобы сторонники версии о километровых подземных ходах задали один вопрос: каково могло быть практическое значение таких ходов в маленьком уездном городке? Причем на это монументальное подземное каменное строение нужны были большие средства. Такую роскошь трудно себе представить, так как в конце 1840-х годов в городе еле наскребли денег на строительство городской ратуши.
Ответ находится на поверхности: никакого!
К концу XIX века основным населением Мамадыша были проживавшие в своих, в большей части деревянных домах, крестьяне, мещане, купцы и чиновники. Малочисленные мамадышские дворяне не имели доходов, которые могли бы позволить себе постройку каменного дома.
Вся местная жизнь проходила на глазах соседей, все обо всех знали. Так что строительство капитального строения в виде подземного хода, идущего через частные земельные участки, не могло быть незамеченным. Неудобства, создаваемые соседями при строительстве, незамедлительно становились основаниями для судебных тяжб. Такой случай, например, произошел между купчихой Екатериной Щербаковой, проживавшей по улице Никольской (ныне Льва Толстого) и ее соседом мещанином Яковом Мардашовым в 1865 году. Каково бы было возмущение владельцев домов, когда бы они знали, что часть их земли используется непонятно для чего и непонятно кем.
Стоит отметить, что каких-либо документальных сведений о возникших, скорее всего во второй половине ХХ века, мифах о подземных ходах нее имеется. Этому есть свое объяснение: почти все старые владельцы домов, расположенных в исторической части Мамадыша, канули в лету после гражданской войны. Память о том, что же находится ниже уровня земли, стерлась вместе с их уходом.
Начнем с того, что Мамадыш, будучи в основном вплоть до середины прошлого века деревянным городом, неоднократно горел, причем выгорая почти полностью. Такие пожары случались в середине XVIII века, в 1811, 1830 и в 1863 годах. Вместе с домами горели склады и амбары с предназначенным на продажу товаром и личным имуществом.
Кроме того, холодильники в нашей стране начали выпускать в начале 1930-х годов. А вот хранить продукты питания нужно было постоянно.
В этих целях и нужны были подвалы. Если немногочисленные крестьяне, проживавшие в нагорной части города, скорее всего, обходились земляным подполом, то зажиточные мещане и купцы, основным занятием которых была торговля, стремились, чтобы под их домами или лавками (например, под зданием, занимаемым полицией, возможно, до сих пор есть каменный подвал, построенный под лавками в середине XIX века) были построены сводчатые кирпичные или каменные подвалы. Их размеры и материалы постройки варьировались в зависимости от имущественного состояния владельцев домов. Если каменные дома дореволюционного периода в большей части сохранились до сих пор, то их деревянные собратья либо были перестроены, либо на их месте появились другие постройки, при этом старые каменные подвалы, давно утратив свою функцию, тихо дожидаются, когда их найдут.
Евгений Потеряхин
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев