«Душа просит простора»: как зоотехник-юрист создавал в Дигитли колонию
Сорок лет назад в мамадышском селе Дигитли появилась исправительная колония. Но её подлинным «отцом-основателем» стал не юрист системы исполнения наказаний, а зоотехник по образованию, закончивший юрфак заочно. Сабирзян Ахметзянов начинал с 30 алкоголиков и пустого клуба, а оставил после себя мощное сельхозпредприятие с полями, фермами и новой дорогой. В юбилей учреждения он рассказал, как строил не просто колонию, а целый мир на благо людей — и продолжает следовать этому принципу даже на пенсии.
В 2025 году исполнилось 40 лет со дня учреждения исправительной колонии №17 в селе Дигитли Мамадышского района. Приказом МВД СССР в 1985 году была создана исправительная колония-поселение для лиц, осужденных за преступления небольшой тяжести.
Однако история учреждения началась раньше. Ещё в 1983 году в Дигитли был открыт участок лечебно-трудового профилактория (ЛТП) №1 города Казани МВД ТАССР. Сюда направлялись хронические алкоголики по решению народного суда для принудительного лечения и трудового перевоспитания. Создание этого участка неразрывно связано с именем Сабирзяна Махмутовича Ахметзянова, который был назначен его первым начальником. О том, как всё начиналось, я попросил рассказать его самого.
Уроженец деревни Верхние Яки Мамадышского района, Сабирзян Махмутович начал трудовой путь в 1973 году после окончания Казанского ветеринарного института по специальности «зоотехния». Он работал главным технологом в совхозе «Ошминский» в селе Верхняя Ошма. В 1977 году перспективного специалиста перевели заместителем директора совхоза «Пятилетка», который специализировался на мясном животноводстве. Через это хозяйство проходили практически все поставки скота на мясокомбинаты ТАССР, включая животных от сельсоветов и частных лиц, и вся договорная работа легла на плечи молодого управленца. Пытливый ум и тяга к знаниям привели его на заочное отделение юридического факультета Казанского государственного университета, который он успешно окончил в 1983 году.
Осенью того же года председатель Мамадышского райисполкома Валерий Константинович Кириллов пригласил Ахметзянова для беседы. Было принято решение открыть в районе, на землях совхозов «Омарский» и «Якинский», участок Казанского ЛТП №1 как подсобное хозяйство, с дислокацией в селе Дигитли. Возглавить его предложили Ахметзянову — как юристу по образованию и специалисту, знающему сельское хозяйство. В те времена отказы не приветствовались. Борьба с пьянством считалась важнейшей задачей, и на неё не жалели сил и средств. Как говорил герой фильма «Джентльмены удачи»: «Выпил — украл — в тюрьму». Реальность подтверждала эту формулу.
Таким образом, 12 декабря 1983 года (эту дату Сабирзян Махмутович запомнил точно) лейтенант Ахметзянов с 30 первыми подопечными начал работу в Дигитли. Первое время контингент жил в сельском клубе на раскладушках, позже под общежитие переоборудовали здание школы. Были также организованы пекарня, столовая, гараж, открыта пилорама. «Снабжение было поставлено хорошо, — вспоминает Сабирзян Махмутович. — Централизованно начали поступать автомобили, тракторы, комбайны».
Постановлением правительства РСФСР под подсобное хозяйство было выделено 5925 гектаров земель, из которых 4177 га составляли сельхозугодья, а 2925 га — пашня. Здесь трудились как местные жители, так и подопечные ЛТП. В селе Покровское, где находились поливные луга с системой «Волжанка», выращивали свеклу и картофель. Несмотря на невысокий бонитет почв, в Дигитли хорошо росли гречиха, рожь, просо. Урожаи зерна доходили до 1200 тонн. Под склад для зерна даже временно использовали здание заброшенной церкви в Покровском. Была отремонтирована ферма, где содержалось 170 нетелей и 70 телят. В селе Никольское устроили летний лагерь для коров, а в Дигитли имелся коровник на 150 дойных голов. Ежедневно государству сдавали до 3 тонн молока.
В 1984 году на пилораме было переработано 1000 кубометров древесины для ограждения территории, начали строить овощехранилище и новый телятник. Число подопечных к тому времени возросло до 300 человек. «Главное — удалось набрать молодых специалистов, которых здесь прежде не было, — отмечает Ахметзянов. — У нас было 43 трактора и около 20 комбайнов «Нива» и «Колос»». Именно тогда в коллектив пришли бухгалтер Зумария Ризванова, водители Рим Ефимов, Мулланур Тахиятов, Зуфар Ризванов, прораб Мавляви Камалов. Они дни и ночи проводили в разъездах по Казани, обеспечивая учреждение техникой, материалами и ГСМ в условиях бездорожья.
В 1985 году ЛТП по всему СССР были ликвидированы как учреждения, ущемляющие права личности, хотя проблема алкоголизма оставалась острой. На базе хозяйства было создано учреждение с условным наименованием УЭ 148/17 — исправительно-трудовая колония №17, действующая по сей день. Ей перешли все поля, техника и материальная база. Старший лейтенант Ахметзянов, обладавший к тому времени богатым хозяйственным опытом, стал директором производства. Надзор за спецконтингентом перешёл к взводу прапорщиков внутренних войск МВД СССР из Нижнекамского полка. Первым начальником колонии был назначен майор Рашит Мухаметович Булатов из Казани.

Первых осужденных-поселенцев привезли в январе 1986 года, вскоре их число достигло 580 человек. Тогда же на службу сюда прибыли майор С.В. Иванов (впоследствии заместитель начальника колонии) и молодые прапорщики А.М. Габор, А.А. Делендря, А.А. Ельченков, которые обосновались в Дигитли, создали семьи и проработали здесь до пенсии. Развитию учреждения уделяли большое внимание заместитель министра внутренних дел ТАССР полковник А.И. Полшков, начальник Управления исполнения наказаний полковник П.И. Вяри и другие руководители.
Наряду с сельским хозяйством остро стояла проблема дороги. Было решено построить новую трассу от шоссе М-7 до Дигитли протяжённостью 8 км. За четыре месяца возвели дамбу, уложили щебень, соорудили мостовые переходы. Большую помощь оказал заместитель начальника УИН МВД ТАССР полковник В.И. Жогин, выделивший мощные бульдозеры ЧТЗ.
В 1996 году майор внутренней службы Сабирзян Махмутович Ахметзянов вышел на пенсию по выслуге лет. Человек с ясной жизненной позицией, активный и трудолюбивый, он и на пенсии не сидит сложа руки. Вместе с женой они ведут личное подсобное хозяйство в Дигитли. В 2000-х годах он помогал обустраивать медресе в Мамадыше, работал там завхозом, параллельно изучая ислам. Сегодня он свободно читает Коран и знает многие суры.
Что касается личной жизни, то до 1986 года семья жила в Мамадыше, а затем переехала в Дигитли.

С будущей супругой Ремой Галеевной из села Усали Сабирзян Махмутович познакомился в 1972 году на Сабантуе в посёлке Рахмат Поляна. Они поженились 17 августа 1973 года, сразу после его окончания института. В семье родились сыновья Ильнур и Рашит, дочь Раиля. Рема Галеевна вспоминает, что им довелось жить в Верхней Ошме, в посёлке совхоза «Пятилетка», в Мамадыше и Дигитли — куда назначали мужа, туда и переезжала вся семья. Вместе они прожили 52 года. Дети выросли, получили образование, у каждого своя работа и семья. У Сабирзяна Махмутовича и Ремы Галеевны шестеро внуков. Старший сын живёт в Мамадыше, остальные — в Казани.
Девиз Сабирзяна Махмутовича и сегодня остаётся тем же, что и в молодости: самореализация. «Душа просит простора, — говорит он, — реализации задуманного на благо людям».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев