Без повышения зарплат учителей у образования нет будущего
Салават Гимранов о повышении престижа профессии педагога, возврате к советской системе 1980-х и встрече с научным руководителем Путина.
В Санкт-Петербурге прошло значимое событие для руководителей школ, лицеев и гимназий России и ближнего зарубежья. На встрече под названием «Образование в интересах государства и личности» обсудили, как улучшить систему обучения и воспитания. В мероприятии участвовали представители шести учебных заведений Татарстана, в том числе директор лицея №2 им. ак. К.А. Валиева Салават Гимранов.
О прошлом, настоящем и будущем образования
- Салават Махмутович, расскажите о целях этой встречи и поднятых на ней проблемах.
- Начну с истории. В советское время, особенно в 1970-1980-е, качество образования было на высоком уровне. Но в 90-е система начала деградировать, и этот процесс продолжается. Сегодня престиж профессии учителя упал. Как это изменить? Я убежден: в обществе самая высокая зарплата должна быть у педагогов, медиков и правоохранителей - тех, кто обеспечивает нашу безопасность и будущее. Но у нас все наоборот. В крупных городах курьеры зарабатывают минимум 100 тысяч рублей, а учителя - в разы меньше.
- Как поднять качество образования?
- В последние годы открывают профильные лицеи, частные школы… Это хорошо, но не все могут туда попасть. В СССР была единая программа - все учились по одним стандартам. Сегодня в лицеях - сильные программы, в обычных школах - слабее. Отсюда и разное мировоззрение у детей. Хотя есть и позитив: те, кто вкладывается в школу, добиваются успеха. Деньги сами с неба не падают - все зависит от руководства. В нашем районе есть школы, которые активно развиваются, а есть те, где нет движения. Мы перенимаем лучшие практики престижных учебных заведений. После поездки в Питер я привез новые идеи, которые будем внедрять.
Клуб директоров России и международный опыт
- В 2022 и 2024 годах я участвовал во всероссийском конкурсе Директор года». Там мы создали «Клуб директоров России» - каждую пятницу обсуждаем проблемы, достижения, обмениваемся опытом. Если сначала нас было 30, сейчас число участников растет. Встречу в Санкт-Петербурге организовал Горный университет при поддержке ЮНЕСКО. Наш лицей с 2011 года тоже входит в ассоциацию ЮНЕСКО. Ректор Владимир Литвиненко - человек глубоких знаний. Он понимает все проблемы образования. Сегодня в министерских комиссиях нет рядовых учителей. Значит, чиновники не знают реальных трудностей. Поэтому мы решили создать «Ассоциацию директоров России». Ее цель - выявлять проблемы в школах, вузах, детсадах и предлагать решения на уровне руководства страны. Владимир Стефанович контактирует с президентом - он научный руководитель Путина.
- Какие проблемы обсудили?
- В Петербурге мы с коллегой участвовали в «Школьной премьер-лиге». Четверо наших учеников защитили свои проекты. Всего собралось более 200 директоров со всей России. Позже к нам присоединились коллеги из Беларуси, и мероприятие получило международный статус. У белорусов ценный опыт: только 10% выпускников педвузов идут в школу, но там есть государственные меры поддержки. У нас же, несмотря на обязательное распределение, 90% молодых специалистов уходят в курьеры, менеджеры и т.д. Почему? Зарплата в 20 тысяч рублей не позволяет жить достойно. Молодой человек хочет машину, цветы для любимой - но на такие деньги это невозможно.
- Гранты для учителей: помогают ли они?
- Гранты получают опытные педагоги. Молодежь - нет: нет стажа, а надбавка «молодому специалисту» - всего 1200 рублей в месяц. Это смешные деньги сегодня. Без повышения зарплат учителей у образования нет будущего. Еще одна проблема - дети мигрантов в первых классах. Также обсудили качество учебников. В СССР их выпускало одно издательство с лицензией, а сейчас - десятки. Некоторые учебники пишут люди, никогда не работавшие в школе.
- Как вернуть престиж профессии?
- 11 лет в школе - и на выходе аттестат, который никому не нужен. При поступлении в вуз смотрят только на баллы. В этом году несколько университетов экспериментируют с «средним баллом аттестата». Это нужно сделать обязательным для всех вузов - тогда ученики будут стараться по всем предметам.
Вывод
Главное - поднять зарплату учителям, вернуть единые стандарты обучения и пересмотреть систему экзаменов. Без этого образование продолжит деградировать.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев