Нократ

Мамадышский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество.

В Мамадышском районе установили информационную доску на место исчезнувшей деревни

На месте, где когда-то располагалась деревня Кара Куль, установлена информационная доска. Об этом пишет в нашу редакцию житель деревни Нижняя Ошма Мансур Салахов.

В 80-е годы прошлого века в течение 9 лет мне довелось работать главным агрономом района. В те времена, объезжая поля по живописным местам природы, вдоль родников, можно было встретить уголки, где некогда стояли деревни. 

На тех местах виднелись кирпичные насыпи от печей, также повалившиеся и сгнившие постройки, напоминающие о том, что здесь когда-то жили люди. Их происхождение и судьбу Варис Гали разъясняет в отдельной своей публикации:

«В конце 20-х годов в Мамадышском кантоне началась политика коллективизации, тогда молодые семьи стали переезжать из своих сел и образовали деревни Новый Олуяз, Красный Арташ. Вероятно, тогда же была образована и деревня Кара Куль между Алкино и Старым Заводом. 

Но существование этих деревень было недолгим. В 1936 году в Москве было принято решение о переселении жителей небольших деревень в более крупные, и в 1936-1937 годах такие населенные пункты прекратили свое существование. 

Статистические данные, хранящиеся в районном архиве, свидетельствуют о том, что деревня Кара Куль была небольшой, состояла из 15 домов. По данным районного архива, в 1932 году в деревне проживало 44 человека, школы не было, дети учились в школе села Алкино. Известно, что в Кара Куле жили семьи Петровых, Федоровых, Андреевых, Егоровых, Осиповых. 15 июля 1935 года здесь родился последний ребенок - Петр Ямазов. 

Годом исчезновения села следует считать 1936 год. Часть населения поселилась обратно в селе Крещеная Ерыкса, другая  - в совхозах «Агробаза», «Мамадышский», - говорится в публикации Вариса Гали.

В этой же статье я хотел бы высказать мнение, что было бы благим поступком установить памятные доски (знаки) в память об этих исчезнувших деревнях, чтобы будущие поколения знали о незавидной судьбе некогда жившего в них народа. В качестве положительного примера в этом вопросе можно привести  работу главы Верхнеошминского сельского поселения Ильназа Исмагилова. В этом регионе ежегодно проводятся сельские дни (в деревнях Муртаза, Белый Ключ), кладбища огорожены, подъездные пути благоустроены и удобны. Ильназ Зуфарович лично инициировал установку информационной доски на месте, где когда-то располагалась деревня Кара Куль.

Также глава Суньского сельского поселения Мансур Салахов установил памятную доску на месте исчезнувшей деревни Новая Сунь, кладбище которой приведено в порядок. Уроженец села Кулущи Иван Телешев построил в своей деревне аккуратный памятник. Работу в этом направлении успешно ведут и руководства Таканышского и Шадчинского сельских поселений.

Нет слов, кроме благодарности этим руководителям. А как же остальные выполняют эту работу? Говорят, что народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. Знание своей истории, судьбы наших предков, своей родословной воспринимается как святое дело. Такой человек всегда добрый, любит язык, свой народ, родную землю, родину, находит в жизни смысл и вкус, а в семье воспитывает добрых детей. Большего добра чем это, в мире вряд ли найдется. 

Послесловие
Хотелось бы узнать мнение потомков (детей, внуков, правнуков) жителей, некогда проживавших в деревне Кара Куль. Думаю, что очень важно больше знать об исчезнувших населенных пунктах нашего района, их истории, быте, всем нам это было бы чрезвычайно интересно. 

Халим Салахов, 
с. Нижняя Ошма

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев