Нократ

Мамадышский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество.

Уроженец Мамадышского района открыл выставку в Альметьевске

В картинной галерее Альметьевска открылась выставка известного татарского художника Наджипа Наккаша. Он известен республике и миру туграми, оформлением мечетей и научными проектами в области татарского языка. В Альметьевске работы Наджипа Наккаша пробудут до середины августа.

Творчество художника-каллиграфа Наджипа Наккаша, оказывается, многие годы было ближе, чем я думала. До того, как его выставка открылась в картинной галерее, в моих руках не раз оказывались книги с мусульманскими календарями, оформителем обложек которых был Наджип Наккаш. Эти календари лежали на столе бабушки и всегда притягивали мое внимание. Цветовое сочетание, узоры, надписи – наверняка знающие люди легко угадывают почерк художника. Теперь с ним познакомилась и я. Здравствуйте, Наждип Файзрахманович!

Самая первая выставка художника тоже проходила в Альметьевске, и ее даже помнит директор галереи Роза Минабутдинова. Как она вместе с Наджипом Файзрахмановичем 22 года назад ехала в автобусе до проспекта Строителей, 35, где находилась галерея. Сегодня новой и старой публике представили тугры – персональные знаки, содержащие имя, титул, то есть, гербы. И сразу же, до всех официальный речей об открытии выставки, Наджип Наккаж завладел вниманием аудитории и начал рассказывать о картинах.

– Это тугра президента Рустама Нургалиевича, – показал художник на картину с золотым орнаментом на черном фоне в темной деревянной раме. – В знаки вплетены имена челнов его семьи и пожелание успехов и удачи. Вертикальные линии, устремляясь ввысь, говорят о высоком положении в личной, духовной жизни и в обществе. В то же время вертикальные линии, они как будто древки стягов, над которыми развеваются знамена их почета и славы. Овалообразные параллельные линии охраняют семью от воздействия злых сил – это пожелание от всевышнего.

Через несколько картин в круглом обрамлении находится тугра генерального директора «Татнефти» Наиля Маганова. Внутри нее – алый цветок – символ благородного сердца. Острая линия, направленная налево означает, что этот человек может делать смелые шаги в трудной ситуации. Здесь же – пожелание из Корана: «Да будет тебе помощь Аллаха». Рядом тугра композитора Сары Садыковой, оформлена почти в таком же стиле, но вертикаль образует скрипичный ключ. Эти гербы выдержаны в классическом видении, но есть и свободные тугры. Иногда автора просят изобразить нечто необычное. Он, конечно, берется за работу, но важно, чтобы арабская вязь гармонично вписалась в тот или иной рисунок.

И вот перед нами тугра московского скульптора Ивана Лубенникова в виде стрекозы, написанная тушью на дизайнерской бумаге. Копия этого рисунка, выполненная на стекле, находится в музее каллиграфии. Наджип Наккаш удивился, как легко арабские слова уложились в стрекозу, а не так давно узнал, что это насекомое считается символом удачи, богатства и успеха. Здесь он написал двустишие из стихотворной повести иранского богослова начала 17 века Маджлиси, оно посвящено Аллаху, но эти же строчки можно обратить к художнику: «Удивительный он творец, посмотри на его творенья, удивительно он могуч, посмотри на его могущество».

Наджип Наккаш учился каллиграфии у самого Баки Урманче. На протяжении 32 лет художник работал в Институте языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, где изучал средневековую татарскую прозу. Он выпустил четыре большие книги с переводом произведений на современный шрифт и язык, написал около 40 научно-популярных статей. Не прерывал работу и по арабографической каллиграфии.

В свои творения Наджип Файзрахманович включает всю красоту татарской поэзии, особое место уделяет творчеству Габдуллы Тукая и даже сопоставляет его по значимости, глубине выражения с Кораном. За цикл произведений, посвященный Тукаю, и оформление мечети в Нижнекамске, в 2016 году был удостоен Тукаевской премии. В 1998 году его признали заслуженным деятелем искусств Республики Татарстан. Также он состоит в Союзе художников Татарстана и Национальном союзе каллиграфов. Одной из ярких сторон в жизнедеятельности художника, конечно, являются выставки. Наджип Наккаш частый участник вернисажей российского и международного уровня, копии его картин опубликованы в каталогах, странствующих по всему миру.

– Все знают, что татары не потеряли свое богатое культурное наследие, продолжая его по сей день, – говорит Наккаш. – В этом году моя выставка кочует по городам Татарстана. Началось все с Елабуги, продолжилось в моем родном городе Мамадыше, во время Рамадана меня пригласили в Набережные Челны. Участвую и в других выставках. Каждый год приглашают в Иран. Эта страна очень поддерживает мусульманских художников, оплачивает расходы на дорогу, жилье и питание тем, кто может поддержать выставку.

С детства Наджип Наккаш мечтал стать художником. Увлекался живописью и портретом, но понял, что на этом поприще ему не добиться успеха. Художник не скрывает, что каллиграфия и знание арабского языка обеспечивают его заказами и работой. «Арабский – не легкий язык, – говорит он. – Но арабская графика очень могучая, художественная, дает широкие возможности построить разные композиции».

 

 

 

Наджип Наккаш (Назип Файзрахманович Исмагилов) — художник-каллиграф, член союза художников Татарстана, член палаты художественных промыслов и ремесел Татарстана, ученый-текстолог, преподаватель.

Родился 12 августа 1948 года в селе Усали Мамадышского района ТАССР.

Окончил филологический факультет КГУ, с 1979 по 2011 год работал научным сотрудником в ИЯЛИ им. Ибрагимова АНТ. Основное научное занятие — исследование средневековой татарской прозы, подготовка древних литературных текстов к изданию. Изданы 4 подготовленные им книги, опубликовано более 30 научных статей. Наккаш является переводчиком на современный татарский язык, составителем и автором художественного оформления таких известных книг, как «Богоугодные деяния» Жамалетдина Бикташи, «Сборник хикаятов» — первого тома антологии, вышедшего в 1994 году в Татарском книжном издательстве, «Поучительные хикаяты» и «Калила и Димна», которая в XIX веке была представлена Габдулгаллямом Фаизхановым.

Наккаш преподавал каллиграфию в Татарском государственном гуманитарном институте и Российском исламском университете.

Женат, трое сыновей.


Дина Нургалиева

Источник:  zt116.ru

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев