Нократ

Мамадышский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество.

"Святая Чаша": почему родник получил такое название

Из уст в уста передавались истории об исцелении больных, напившихся из неё, и родник с каждым годом встречал всё больше гостей.

«О большом роднике, отличавшемся необыкновенно вкусной мягкой водой, рассказывали многие предания в этом краю. Ключевая вода набиралась в небольшую чашу-котлован, - рассказывает научный сотрудник Мамадышского краеведческого музея Гуляндам Давыдова. - По легендам, возле ключа, питаясь его водой, рос вековой дуб в обхват нескольких человек. Кряжистое дерево со временем стало полым внутри, и, как гласит легенда, в конце XVII века в его стволе обнаружили икону одного из самых почитаемых святых на Руси - Николая Чудотворца.

Весть о явлении разлетелась далеко, и к роднику потянулись люди не только из окрестных селений, но и из Вятской, Уфимской и других губерний. У источника появилось своё название - Святая Чаша. Из уст в уста передавались истории об исцелении больных, напившихся из неё, и родник с каждым годом встречал всё больше гостей».

Собирали всем миром

«Сохранилось прошение мамадышцев о строительстве часовни на месте, где была обретена икона, - рассказывает Гуляндам Давыдова. - Однако часовню возвели в 1811 году, но не у родника, а возле Троицкого собора в Мамадыше».

Саму икону святого Николая Мирликийского мамадышцы были вынуждены отдать Никольской церкви города Елабуги, так как Мамадыш относился к Елабужскому приходу. Но каждый год на праздник Казанской иконы Божией Матери - 8 июля по старому стилю - этот образ в серебряном окладе привозили на место его обретения.

Средства для этого собирали всем миром: у собора был установлен большой серебряный котёл для пожертвований, который наполнялся очень быстро. Ведь к святому Николаю отношение у наших предков, жизнь которых была связана с Вяткой и Камой, было особое. Накануне поездок покровителю путешественников и мореходов жертвовали средства и православные, и мусульмане.

Икону сначала везли как драгоценную ношу по Каме, затем по Вятке, а потом переносили крестным ходом. День крестного хода для рабочих местных фабрик объявляли выходным. По свидетельствам очевидцев, в этот день собирались тысячи богомольцев. Встречал икону соборный хор в несколько сотен человек.

В первый день икона бывала у Святой Чаши, на следующий - в домах богатых мамадышцев, а потом её возили по окрестным деревням, чтобы все могли поклониться ей.

«В последний раз икона побывала на месте обретения в июле 1918 года, об этом говорят имеющиеся у нас архивные документы, - рассказывает Гуляндам Давыдова. - Уже в 1919 году она исчезла, и следы её затерялись. Видимо, её украли, когда колчаковцы брали Елабугу в 1919 году. А часовня при Троицком соборе была разрушена, как и сам собор».

Однако источник продолжал питать людей. А в 2012 году у него началась новая жизнь - над купальней устроили и освятили часовню святого Николая. В её красном углу помещён список иконы, привезённый из Иерусалима. В часовне с высоким куполом гости могут окунуться в проточную воду, которая, как говорят, даёт энергию телу и покой душе.

«Уже несколько лет мы большой компанией каждую неделю окунаемся в эту купель, - рассказывает имам центральной мечети Мамадыша Наиль хазрат Вахитов. - Зимой сначала ходим на лыжах, летом делаем пробежку. Редко когда пропускаем, а тем более сейчас, в месяц Рамазан. Бодрость, которую здесь получаешь, ощущается потом несколько дней. Кстати, вода Святой Чаши независимо от времени года имеет температуру +6 градусов. В Мамадышском районе живут много крещёных татар, здесь почти 20 лет проводится Питрау - праздник культуры кряшен. Но к этой православной святыне приезжают и многие прихожане-мусульмане. И это хорошо, ведь Бог един».

Источник

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев