Нократ

Мамадышский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество.

«Молодым везде у нас дорога»: правила и исключения

Важнейшей задачей сегодняшнего дня является налаживание диалога поколений, поиска оптимальных путей передачи молодым политической, экономической и культурно-образовательной инициативы во всех сферах общественной жизни Республики Татарстан и Татарского мира в целом

Исмагил Шангареев и Табриз Яруллин на заседании Ассамблеи народов Евразии в ОАЭ (2 апреля, 2018 г.).

На этой фотографии мы с Председателем Вcемирного форума татарской молодежи Табризом Яруллиным на заседании Ассамблеи народов Евразии, где молодой татарский политик ярко продемонстрировал готовность татарской молодежи не только участвовать в формировании политических процессов на евразийском пространстве, но во многих вопросах брать инициативу на себя.

 

«Отцы и дети»

Иван Тургенев, когда-то в своем романе «Отцы и дети» поставил проблемы, которые предстоит решать каждому новому поколению по-своему: «Что выбрать: пассивное созерцание или действие? Как относиться к искусству, образованию? Во всем ли право поколение отцов?».

Интересно, что каждое новое поколение имеет своих Базаровых – людей, достигших всего в жизни своим трудом, для которых, как для тургеневского героя, природа «не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Важно заметить, что в наши дни противоречие «отцы и дети» - это противоречие не столько поколений, сколько образа мышления, его адекватности и неадекватности задачам, которые ставит перед нами время.

Ярким примером человека новой формации является Ринат Насыров, человек средних лет, но мыслящий с позиций молодого поколения. Зрелость и богатый жизненный опыт, придают его суждениям особую весомость, не снижая, свойственным молодости, накал и остроту: «Я думаю, - говорит Ринат Насыров, - что татарский народ доказал сегодня, открыто показал, что татарского народа как такового нет, что среди татар нет единства. Татары сами по себе есть, а народа нет. Поэтому на сегодняшний день я опираюсь только на новое молодое поколение, на тех, кто не заражен вирусом чинопочитания, у кого нет «синдрома травы ковыль», которая, куда ветер подует, туда и гнется. Потому что наш народ такой же, как ковыль. А мне нужны другие люди, потому что я и сам другой – не гнусь от порыва ветра. Я радуюсь, когда вижу, что у молодого поколения этого нет». 

 

http://z16.d.sdska.ru/2-z16-32c1300a-fdde-4839-a775-50fa33b293ed.jpg

Известный тюменский бизнесмен Ринат Насыров

Нет, Ринат Насыров не классический нигилист Базаров. Это образ нашего современника, бизнесмена- хозяйственника, который не может принять любовь к бесконечным заседаниям и хронического «синдрома травы ковыль» большинства татарской общественно-политической элиты. Что, на мой взгляд, не хватает Ринату Насырову, так это последовательности в отстаивании своей позиции, поиска решения жизненно важных вопросов вопреки «мнению большинства».

 Для него характерна прямота и бескомпромиссность в оценкедеятельности татарской общественно-политической элиты и предельная категоричность в принятии решений. Так в интервью газете «Бизнес ОНЛАЙН» он говорит: «А с татарским языком проблем уже нет. На сегодняшний день и депутаты Госсовета Татарстана, и депутаты Госдумы от Татарстана почти стопроцентно проголосовали против своего языка. У меня полное разочарование…, я вышел из конгресса татар». При этом он особо подчеркнул, что «Жизненный цикл федеральной автономии татар и всемирного конгресса татар истек, они себя отработали».

 

Последствия технологического разрыва в мышлении «отцов и детей»

В чем можно согласится и в чем я категорически не согласен с Насыровым? Согласен, что надо многое менять в системе общественно –политической жизни, что многие структуры «содействия развитию» Татарского мира изжили себя, превратились в свою прямую противоположность из-за некомпетентности многочисленных чиновников и общественных деятелей, живущих в реалиях второй половины XX века. «Что отличает достойного человека, любящего и болеющего за свой народ» - задавался вопросом великий исламский мыслитель Абу Али Ибн Сина в трактате «Фирузнома». И, как было принято в древних диалоговых трактатах, сам же отвечал на собственный вопрос: «Чистосердечность, уступить место людям моложе себя и отказаться от лицемерия».

В свете этой непреходящей мудрости - Насыров прав, что делает ставку на молодежь, считая, что «жизненный цикл» старшего поколения, в его подавляющем большинстве, истек. Действительно, если сейчас, к примеру, любому из принимающих решение высокопоставленных специалистов в области экономики Республики Татарстан, дать на экспертную оценку «Глобальную Трейдинговую Платформу» молодого ученого Тимура Исхакова, которая способна поменять вектор экономического развития республики в десятки раз эффективней, чем ушедший в Лету Договор о разграничении полномочий – ответ будет один: непонятно.

Разговор Его Превосходительства Исы Аль Гурейр, д-ра Мухаммада Аль Рошда и Тимура Исхакова о перспективах «Глобальной Трейдинговой Платформы» на Ближнем Востоке.

Да, люди, выросшие на политэкономических принципах развития, в силу своего застывшего во времени мышления, не поймут ни суть цифровизациимакроэкономических процессов, ни жизненную необходимость содействия развитию комбинаторной экономики Тимура Исхакова.

Есть ли у нас молодые экономисты, работающие в сфере IT, понимающие смыслы перемен в экономике? Безусловно - есть. Не только в области цифровой экономики, но практическиво всех областях таких специалисты не мало, но большинство из них не только не принимает решений, но в силу разрыва поколений, не может быть пока востребовано. Эти «дети» говорят с «отцами» на разных языках, будь то русский или татарский - смыслы и категории мышления – очень разные, порой несовместимые.

 

«Не ломай старый дом – не построив нового»

В чем я не согласен с Насыровым. У тюркских народов есть хорошая пословица: «Не ломай старый дом – не построив нового». Мне представляется, что «Всемирный конгресс татар» еще не раскрыл всех своих возможностей, что привлечение молодых инициативных людей, на которых сегодня делает ставку Насыров, может в корне поменять функционал конгресса, сделать его творческой площадкой не только выработки, но реализации многих судьбоносных для татар решений.

Достаточно проявить только политическую волю. Привлечь в конгресс побольше ярких творческих личностей, коими так богата современная татарская история.   Диалог с молодежью способны вести только те «отцы», кто сумел вырваться из информационного облака прошлых идей, прошлых стереотипов мышления. Таким сегодня татарским интеллектуальным и духовным сталкером, знающим кратчайший путь между поколениями, является Ринат Закиров.

 Большую помощь в диалоге поколений в рамках Всемирного конгресса татар, мог бы оказать Нурали Латыпов, который в 80-х годах прошлого века считался интеллектуальным чудом в СССР и, который, много раз мне с горечью говорил, что его ни разу не пригласили на заседания Всемирного конгресса татар, даже в качестве гостя.

 

 

Думается, что в таком же изолированном положении как Латыпов, находится и Президент Рустам Минниханов, только с другой стороны неприступной стены огромного чиновничьего аппарата. Образ Минниханова в современной истории России заслуживает особой оценки как тонкого талантливого политика, обладающего даром предвидения и умением решать многие проблемы не линейно. Наверное, только так, учитывая не только сиюминутный успех, но и последствия, можно выстраивать продуктивный диалог как внутри республики, так и на федеральном уровне. И вот еще, что важно: представляется, что только Минниханову сегодня по силам ускорить процесс омоложения кадров, способных решать задачи опережающего развития.    

Билингвизм и развитие федерализма в России

В чем я еще не согласен с Ринатом Насыровым, так это с поспешным выводом, что «с татарским языком проблем уже нет», т.е. татары от него дружно отказались. Ну, так не бывает, что государство сказало «будь готов, а татарский народ ответил есть». Язык часть Духа народа (гегелевский термин). Духу этому -  глубоко плевать (простите за грубость) на всякие там решения, результаты голосования, оргвыводы. И в этой связи, надо думать, не как посильней хлопнуть дверью, отказавшись далее участвовать в процессе обсуждения роли и места татарского языка в системе начального, среднего и высшего образования в Республике Татарстан, а забыв про «большинство» искать пути решения.

В своем фундаментальном исследовании «Феноменология билингвизма в творчестве русских поэтов» Сергей Николаев делает весьма важное заключение: «Давно утвердившаяся и во многом ставшая классической триада «этнос — язык — культура» сегодня настойчиво требует своей корректировки в направлении взаимной онтологизации каждого из составляющих: «этносы — языки — культуры».

Сегодня мы видим, что мировое сообщество, идущее к двуязычию как к норме повседневной жизни, целенаправленно стимулирует межэтнические контакты, реализуемые посредством национальных языков, а это приводят не просто к взаимодействию, но и взаимообогащению национальных культур. (См. подробнее статью Исмагил Шангареев «Билингвизм и развитие федерализма в России»в газете

 «БИЗНЕС Online»). Иначе говоря, есть пути решения проблемы с татарским языком, и один из них создание системы преподавания языков на основе международной практики, основанный на принципах и методиках билингвизма. Я сейчас работаю в этом направлении и реально вижу его перспективы в современной России, что дает мне основание вновь выразить свое несогласие с Ринатом Насыровым, которыйсчитает, что «власть Путина неполноценна, пока он четко не определил свое отношение к национальному вопросу, культуре, образованию».

Больше всего надо боятся выводов, сделанных без опоры на реальные факты. Достаточно вспомнить, что Владимир Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос» писал: «Глубоко убежден, попытки проповедовать идеи построения русского „национального“, моноэтнического государства противоречат всей нашей тысячелетней истории. Более того, это кратчайший путь к уничтожению русского народа и русской государственности».
Именно так — любые признаки нарастания моноэтничных тенденций приведут к неизбежной катастрофе — стиранию «общеазийского сознания», «материкового ума» российского полиэтноса, и Владимир Путин, кто бы там, что не говорил, это хорошо понимает.

Более того, я убежден, что проблема, возникшая с татарским языком, на самом деле языка как такового касается лишь косвенно. Это реакция на сепаратизм отдельных социальных групп в Татарстане, восходящий к иллюзиям «ельцинскихреформ» в духе «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить» (фраза, сказанная Председателем Верховного Совета РСФСР Борисом Ельциным 8 августа 1990 года). 

Татарский народ – один из самых чутких народов к проявлению несправедливости, в какой бы форме она не была. Народный юмор лучший индикатор для проявления сути любой проблемы. Вот к примеру татарский анекдот на тему языка: «Попугай живет в татарской семье. Русские решили егокупить и переживают, как мыс ним будут разговаривать, он же толькона татарском понимает. Татарысоветуют: а вы привезите его домой, некормите три дня, завесьте клетку черной тряпкой. Посидит три дня вголоде и в темноте, как миленькийзаговорит. Так и сделали, некормят, не поят, тряпкой завесили. Через три дня открывают, а попугай:Ни Булды? Ураза беттеме?»

Татарский народ способный с юмором посмотреть на любую проблему и его будущее – татарская молодежь – вот залог того, что никакое «единогласное голосование» не способно оставить ход национальной истории, восходящей к Великой Булгарии, к тем легендарным временам, когда, как писал выдающийся мыслитель эпохи Просвещения Шарль де Монтескье: «Когда татарский хан кончает обед, глашатай объявляет, что теперь все государи мира могут, если им угодно, садиться за стол».

 

Татарская молодежь и будущее Татарского мира

Татарская молодежь несетв себе идеи социокультурного диалога как главного фактора опережающего развития в современном мире. Так, ярким примером, нового поколения талантливых представителей татарской политической элиты является Торгово-экономический представитель РТ в Дубае Тимур Хайрутдинов. За его плечами почти 20-летний опыт работы во многих странах арабского мира. Достаточно посмотреть на его послужной список, чтобы в полной мереоценить мудрость кадровой политики Рустама Минниханова, делающего ставку на талантливых людей новой формации:2001-2002 - Руководитель Представительства АО «НГК «Славнефть» в Судане; 2002-2003 - Торгово-экономический Представитель Республики Татарстан в Ираке, Представитель Внешнеторговой Компании «КАМАЗ» в Ираке; 2004-2005 -  Директор по проектам в Ираке, Судане и Саудовской Аравии «Внешнеторговой Компании Камаз»; 2005-2007 - Региональный Директор по Ближнему Востоку и Северной Африке «Внешнеторговой Компании Камаз»; 2007-2013 - Директор Регионального Представительства Внешнеторговой Компании «КАМАЗ» по странам Ближнего Востока и Африки (г. Дубаи); с мая 2013 по настоящее время Торгово-экономический представитель РТ в Дубае. Добавьте к этому свободное владение английским, арабским и турецким языками, чтобы оценить потенциал такого сотрудника как Тимур Хайрутдинов.

 


Но, думается, главное в его деловой характеристике - это мечта, которая сегодня воплотилась в Дубае.В интервью газете «БИЗНЕС Online, Тимур Хайрутдинов отметил, что «у всех в юности или в молодости есть примерное видение той сферы или области, где бы он хотел себя реализовать. У меня всегда было желание изучать арабские страны — они меня всегда влекли, наверное, поэтому все так и сложилось».

«Куда приводят мечты» можно проследить на примере общественно-политического успеха моего пресс-секретаря Ленарии Муслимовой, которая стала Послом Вcемирного форума татарской молодежи в ОАЭ. Конечно, у нее нет такого опыта работы, как у Тимура Хайрутдинова, но есть горячее желание открыть для себя прекрасный и загадочный мир арабского Востока, освоить языки, внести свой вклад в формирование общественно-политических институтов татарской диаспоры.

 

 

Не могу не высказать удовлетворения тем, что Председатель Вcемирного форума татарской молодежи ТабризЯруллинделегировал своего Посла, закрепив тем самым присутствие одной из самых крупных, и главное эффективных молодежных организаций Татарского мира в ОАЭ. Это, вне всякого сомнения, продуктивный шаг для укрепления нашего сотрудничества, начавшегося в Дни Ассамблеи народов Евразии в ОАЭ.

 

В чем я вижу перспективность и важность нашего сотрудничества с Всемирным форумом татарской молодежи? Прежде всего, в создании на Ближнем Востоке островков татарской культуры в ее новых, я бы сказал современных формах, которые, не противореча многовековым традициям, делают ее особо привлекательной для молодежи. Так, например, будут, несомненно, востребованы такие проводимые форумом мероприятия как акция «Мин татарча сөйләшәм!», врамкахкотороймолодыетатарыактивнопродвигаютроднойязыквобыденнойикультурнойжизни, когда одинденьцентральнаяулицаКазаниговоритнатолько татарском языке.

Не менее интересна  акция, направленная на популяризацию татарского костюма, исторических мест Казани, татарской книги и ремесленничества. В своем интервью газете «Бизнес ОНЛАЙН» Табрис Ярулин, подробно раскрыл главные смыслы этой акции: «Сенной базар — это не только место, где шла торговля, здесь обсуждали новости, кипела жизнь. Эпоха — XIX век, когда возрождалась городская культура, появилась буржуазия, что отразилось даже в одежде — татарский костюм приобрел европейский стиль, при этом сохранив национальный колорит. Люди начали одеваться красиво — и современно, и по-татарски. И на «Базаре» мы воссоздаем эту эпоху. Для участников объявлен своеобразный дресс-код — на них должен быть хотя бы один элемент одежды тех времен или аксессуар. Пиджак, тюбетейка, трость или, скажем, шерстяные носки с галошами».

Умелое использование квестов, создание атмосферы сказки, легенды – все это должно стать основой нашего сотрудничества в ОАЭ со Всемирным форумом татарской молодежи, который своей деятельностью, охватывает все новые и новые страны. В этой связи, хотелось бы обратиться к народному татарскому юмору: «Попадает на остров после кораблекрушения татарин. Один, никого рядом нет. И ходит по острову, крича: "Татарлар бар, татарлар бар!" Тут выходит из джунглей негр и говорит: "татарлар юк, негарлар бар".

 Я убежден, что Татарский мир будет расширятся и наполнятся новыми смыслами благодаря татарской молодежи, которая во всех концах света найдет отклик и понимание благодаря своей открытости, искренности и желанию делится своей культурой, постигая при этом культуры и традиции других народов.

А старшему поколению надо помнить главный принцип развития: «Учитель воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться».

 Сведения об авторе:

Исмагил Шангареев – культуролог, писатель-публицист, общественный деятель, сопредседатель Совета кино- телепроизводителей и телевещателей Евразии при «Ассамблее народов Евразии», Член Президиума Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР).

 

 

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев