Нократ

Мамадышский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество.

Какими Мамадышские педагоги остались в памяти своих коллег и учеников

Каким он был? Вспоминаю те времена и с гордостью, и с огорчением… С гордостью - за их талант и авторитет, который живет в сердцах выпускников тех девяностых, и с огорчением – потому что многих из них уже нет… Назову только несколько светлых имён: Гилаев Давлетзян Шакирзянович, Мусина Валентина Николаевна, Неумоина Татьяна Константиновна. Интересно то, что все они в свое время трудились в городской школе №1.

Давлетзян Шакирзянович Гилаев – это целая эпоха народного образования в нашем районе, это - пример для учителя, авторитет для любого жителя нашего города. Чудесный человек, да Человек с большой буквы, который воспитал огромную армию педагогов в нашем районе.

 

Еще начиная совсем молоденькой девчонкой, после педучилища, работая воспитателем в ДОУ №2, я восхищалась новым начальником РОНО, который приходил в конце рабочего дня всегда вместе с женой за своими сыновьями. Как педагог и любящий отец, он переключался на детей и взяв их за руки, беседуя с ними о чем- то своем, быстро шел всей дружной семьей домой, продолжая быть учителем для своих детей: по дороге он обязательно с ними повторял дни недели, порядковый и обратный счет, загадывал загадки.

 

Конечно и мы, педагоги, наблюдая за его методами воспитания, применяли этот опыт в работе и утром, на следующий день, проводили с детьми такие же беседы. Однажды я наблюдала, как он во время поездки в автобусе, играл с сыновьями в городки, логические игры, а дети быстро и с радостью отвечали ему: и заметьте, правильно.

Дети его выросли очень хорошими людьми, как он - воспитанными, умными. Один – врач, другой – учитель, директор школы.

Давлетзян Шакирзянович очень любил и уважал свою жену, и его любимые снохи у него всегда были в чести: он для них – как отец и как наставник, умело помогал молодым специалистам обогащаться опытом в работе. Недаром одна – хороший бухгалтер, другая - лучший учитель, победитель множества конкурсов, авторитет и пример для молодых специалистов, они - хорошие матери и жены. Его внуки учатся в высших учебных заведениях.

 

Время шло, Давлетзян Шакирзянович оставался для всех авторитетным учителем и начальником РОНО, наставником. Это он старательно и тактично вводил в работу детских садов обучение детей и общение на двух языках, внедрял в работу школ и садов выполнение Закона о двух языках РТ. Посещал учебные заведения, сам проводил беседы с детьми и родителями о спорте, его пользе, благодаря проектам нашего руководителя стали проводиться соревнования между школами, а потом и детскими садами.

Однажды во время беседы с детьми в детском саду «Ляйсан», он быстро стал отжиматься. Дети его окружили и смотрели с интересом, как начальник, большой с виду человек, долго и уверенно делал упражнения, при этом рассказывал воспитанникам о пользе этого занятия. Надолго детям запомнился этот урок, многие стали отжиматься каждое утро, соревнуясь с детьми, кто больше сделает.

Давлетзян Шакирзянович начинал работу по благоустройству территорий, прилежащих вокруг школ и детских садов, очень хотел, чтобы красивое озеленение было вокруг учебных заведений. Все чертили планы – и так появились зоны сада, огорода и леса.

А зимние забавы в детских садах проходили на участках, где детьми и воспитателями были построены горки, крепости, лабиринты. Цветная яркая ледяная мозаика украшала участки всю зиму, радовала глаз детей и взрослых.

На участках дошкольники наблюдали за птицами, ведь проводились и конкурсы, и семинары на лучшую организацию прогулки. Родители и дети мастерили различные кормушки для птиц и имели счастье наблюдать за всеми зимующими птицами: снегирями, синицами, воробьями, голубями, воронами, сороками и другими.

Давлетзян Шакирзянович очень хотел, чтобы в детских садах и школах было свое подсобное хозяйство, и это получилось: школы стали выращивать кроликов, кур и другую живность.

На службу наш заведующий любил ходить рано и пешком, по дороге встречая родителей, работников школ и садов, и снова проводил с ними беседы, давал советы, знал всех работников образования района в лицо.

Его давно нет, но иногда мне кажется: вот сейчас войдет он в РОНО или в двери городской школы №1, где впоследствии работал директором, и как всегда, громко поздоровается, быстрыми шагами пройдет по коридору в кабинет и начнет свой ровный рабочий день…

 

Большое счастье для людей, если в жизни будут у них вот такие наставники, учителя и руководители, как Давлетзян Шакирзянович - с такими хочется работать, творить и творить, мечтать и мечтать, строить и сеять доброе и вечное…

 

Валентина Николаевна Мусина появилась в Мамадыше в восьмидесятые годы как комсомольский вожак и быстро нашла контакт с детскими садами и школами. Например, с её подачи проводились первые конкурсы на лучшее оформление залов и групповых комнат к Новогоднему празднику. Она умело собирала вокруг себя единомышленников, комсомольцев, часто появляясь на мероприятиях в детских садах и на других праздничных вечерах как работник райкома комсомола.

 

 

Вскоре мы вместе с ней стали проводить и встречи с участниками Великой Отечественной войны в детских садах №1, 2, 3, 5, а позже, работая в горсовете, она была желанным гостем на таких мероприятиях, как встречи с уважаемыми ветеранами войны и труда - Валеевым Х.В, Мисбаховым Н.Д., которые тогда были первыми гостями на утренниках, посвящённых Дню Победы и Дню Защитника Отечества. Надо было видеть, с каким интересом дети рассматривали их боевые и трудовые награды и взахлёб задавали вопросы этим ветеранам.

Как учитель городской школы №1 Валентина Николаевна запомнилась яркой личностью, влюбленной в своих учеников, в поэзию. Её уроки жизни проходили в нетрадиционной форме, интересно, об этом по сей день вспоминают её выпускники. Она читала наизусть стихи Анны Ахматовой с большим вдохновением, могла читать и читать, не останавливаясь. Говорила она красиво, грамотно, её приятно было слушать. Она умело острила и шутила, тем самым притягивала к себе друзей-единомышленников, влюблённых в поэзию, уже будучи прикованной к постели. Даже тогда она перечитывала много книг, так как не могла иначе, часто и подолгу любила спорить и дискутировать о поэзии…

 

Вспоминаю о ней, как о родительнице своих детей. В 1990 году открывается детский сад «Лейсен», в который привела своих детей и Валентина Николаевна. На одном из собраний родители выбрали её председателем родительского комитета. Она была активным родителем: работа комитета велась интересно, все инновации Валентине Мусиной нравились и она поддерживала работу коллектива своим участием: велись дежурства родителей при закладке продуктов на весь день, ежедневно, по графику. Помню, когда снимала пробу каши,  говорила: «О, как вкусно! Можно доверять вам своих детей, голодными не будут». Родительские собрания проводились в нетрадиционной форме - в стиле русского и фольклора народов Поволжья. Родительский мост с педагогами, на педсоветах - педагогический мост с родителями, и всюду она находила время принимать активное участие.

 

После райкома партии Валентина Николаевна некоторое время трудилась в горсовете, директором детского дома, в детском приюте, а в последние годы жизни заведовала детским садом «Нухрат».

Мне посчастливилось 35 лет вести общественную работу руководителя методического объединения заведующих детскими садами.

И мне ещё не раз было приятно, как и с какой гордостью, любовью выполняла Валентина Мусина задания районных мероприятий - семинары-практикумы и участие в любых дискуссиях по дошкольному образованию. Очень добросовестно велась номенклатура дел, она старалась оказать посильную методическую помощь начинающим руководителям ДОУ, всегда работала над самообразованием.

 

Татьяна Константиновна Неумоина– замечательный педагог, друг нашей семьи. Наши с сестренкой девчонки учились в школе №1 и учились успешно: моя дочь затем окончила Казанский государственный университет им.Ленина, дочь Ирины – Российский государственный гуманитарный университет.

 

 

Однажды дочь за диктант по русскому языку получила «тройку», потом «тройку» ещё, так что я ей заметила: «Что ты, Татьяна, «тройку» ставишь моей дочери, можно и помочь ей - объяснить предмет получше: на «пятёрку» - «четверку». Она тогда нам так ответила: «Что заработали, то и получили!..». Вот такая была наша подруга, честная учительница наших дочерей, Татьяна Константиновна Неумоина. Она запомнилась как талантливый языковед, классный руководитель, умевшая сплотить ребят.

 

Вечная всем им, кто ушёл в иной мир, память…

 

Да, учителя девяностых - яркие, одарённые личности, бесконечно влюбленные в своё благородное дело. Многие из них перешли на педагогическую стезю, начав свою трудовую деятельность в райкоме комсомола, партии.

Многие из них слава Богу, живы и активно участвуют в общественной жизни города и района. Это – уважаемые наши современники Шамиль Нуруллович Хасанов, Рашид Галеевич Валеев, Вазир Назирьянович Фаизов, Ирина Мстиславовна Шишкина и другие…

 

Испокон веков авторитет учителя славился и я уверена: все девчонки и мальчишки мечтали и мечтают быть учителем, обязательно похожим на своего любимого учителя.

Всех их можно поставить на самую высокую ступень пьедестала. Мы всех помним с благодарностью, они достойны звания – УЧИТЕЛЬ с большой буквы!

 

Юлия Аполонова, председатель совета ветеранов дошкольного образования района.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Оставляйте реакции

5

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев