Нократ

Мамадышский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество.

Часовня, построенная на месте сгоревшей церкви "Живоначальные Троицы", служила постаментом для бюста Ленина

Первое упоминание о наличии церкви в Мамадыше находится в описи Свияжского Богородицкого монастыря, которую провели в сентябре 1614 года.

Первое упоминание о наличии церкви в Мамадыше находится в описи Свияжского Богородицкого монастыря, которую провели в сентябре 1614 года.

Из описи известно, что в то время на месте нынешнего города был лишь «починок на пустоше Мамадышове». Термином «починок» обозначались вновь возникающие сельские поселения. Население в починке было малочисленным, это были монастырские «работные» люди, жившие на непостоянной основе. Крестьян здесь ещё не было, они переселились позже. Починок представлял из себя «монастырский двор».

Согласно документу, так описывалась церковь: «Да в Казанском уезде на реке Вятке, на речке на Вошме, починок на пустоше Мамадышове, а в нем храм Живоначальные Троицы с трапезою деревяной об одном верху, крест и яблоко обито немецким железом, на трапезе колоколница деревяная, а на колоколнице бито деревяное…».

Примерно так выглядел план храма "Живоначальные Троицы"

Исходя из приведенного выше описания, церковь относилась к клетскому типу постройки. Клетская церковь – это деревянный храм с прямоугольным срубом в основе композиции и простейшим вариантом покрытия. Мы привыкли к пышности: многочисленным иконам, лампадам, росписям на стенах. В первой церкви всё это отсутствовало. Внутреннее убранство церкви было очень скромным. Украшали храм всего три иконы. Первая – «Дейсус» (Иисус Христос), стояла на деревянном брусе, прямо над царскими вратами, ведущими в алтарь. Вторая икона – «местной Живоначальные Троицы», по-видимому, находилась рядом с первой. Фон иконы – празелень (краска неяркого зеленого цвета) – дает возможность говорить о второй половине XVI века, как времени ее создания. Третья икона - «Живоначальные Троицы, пядница». Находилась она на аналое – высоком узком столике с наклонной верхней плоскостью, на которую кладут икону, крест или Евангелие (для чтения стоя).

Построен храм был, скорее всего, монастырскими слугами из местного леса. 

В середине XVIII века церковь сгорела. На месте её престола была поставлена каменная часовня в виде столба, обнесенная решеткой. На месте самой церкви и ограды был разведен небольшой общественный садик, в советский период - Ленинский сад. Некоторое время часовня даже использовалась как постамент для бюста В.И. Ленина.

Священнослужители вплоть до 20-х годов XVII века, по всей видимости, приезжали из монастыря. Первые же сведения о священниках мамадышской церкви появляются лишь в переписи 1646 года.

Из переписи следует, что в то время в селе Мамадыш на отдельном дворе проживал поп Федосей Степанов со своими детьми. Причем, батюшка был сыном монастырского священника. Так, в Мамадыше жили и два его брата с характерным семейным прозвищем: Офонька Степанов сын Попов и церковный дьячок Маркушко Степанов сын Попов. Таким образом, на некоторое время церковь оказалась в руках одной семьи, впрочем, такое положение вещей было достаточно частым явлением. Дети священников шли по стопам своих родителей, иначе их записывали в крестьянское сословие.

На отдельном дворе жил пономарь - пожилой мужчина Сергунка Онисимов. Пономарь - православный церковнослужитель низшего ранга. Он звонил в колокола, зажигал в храме свечи и лампады, прислуживал при богослужении. Таким образом, можно сделать вывод, что к 1646 году на церковной «колоколнице бито деревяное» было заменено на звучные колокола.

К очередной переписи, проведенной в 1652 году, в селе Мамадыш в церковном причте произошли изменения: кроме попа Федосея Степанова появился ещё один священник – поп Петр Федоров. Дьячком служил тот же Марко Степанов сын Попов. Пономарь Сергей Онисимов, по-видимому, скончался. Новым пономарем стал Данилка Онтонов, ранее в Мамадыше не проживавший. 

В отдельно построенной келье проживала просвирня - женщина, занимавшаяся выпечкой просфор, богослужебного хлеба, употребляемого в православии для таинства Евхаристии и для поминания живых и мертвых. Звали ее Овдотица Иванова дочь (Авдотья или Евдокия Иванова).  Не нашедший места в церковном причте брат попа Федосея Степанова – Офонька Степанов сын Попов к 1652 году стал кузнецом. 

О монастырском дворе будет рассказано в следующей статье.

Евгений Потеряхин
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: храм