Пациент спокоен, когда «ангелы» рядом
Интервью с заведующей отделением реанимации центральной районной больницы не случайно готовилось накануне новогодних праздников. По статистике, риск оказаться здесь именно в эти дни, если не обладать чувством самосохранения, к сожалению, высок. А самая высокая квалификация обязывает в экстренной ситуации врача реаниматолога применить знания в области педиатрии, неврологии, терапии, хирургии. Кстати,...
Интервью с заведующей отделением реанимации центральной районной больницы не случайно готовилось накануне новогодних праздников. По статистике, риск оказаться здесь именно в эти дни, если не обладать чувством самосохранения, к сожалению, высок. А самая высокая квалификация обязывает в экстренной ситуации врача реаниматолога применить знания в области педиатрии, неврологии, терапии, хирургии. Кстати, с профессии медицинской сестры, а затем и хирурга, начала свой трудовой путь 28 лет назад заведующая этим отделением Елена Новоселова.
- Можно ли утверждать, что врач реаниматолог больше других знает о человеке, в том числе и о причинах его проблем со здоровьем?
- Как Вы уже и сами упомянули, в экстренной ситуации, угрожающей жизни, реаниматолог, а в условиях районной больницы это - реаниматолог-анестезиолог, спектр применения профессиональных знаний велик. Свои болезни человек взращивает годами, а потом и получается, что где тонко, там и рвется. Сегодня основная наша проблема в том, что мы очень мало двигаемся. Норма - проходить в день (любым шагом) не менее пяти километров. Тогда у вас будут задействованы сердце и все мышцы, а когда работает сердце, прорастают мелкие кровеносные сосуды и улучшается общий кровоток, следовательно нормализуется работа остальных органов. Рецепт прост, но неграмотность населения по отношению к собственному здоровью, к сожалению, не становится ниже. Почему мамадышцев преследуют инфаркты и инсульты? Почему в реанимации чаще всего оказываются пациенты с этими тяжелыми последствиями гипертонии? Потому что сама болезнь протекает бессимптомно. Ну, зашкаливает давление, вызвал «скорую», сделали укол, выпил таблетку, вот и полегчало, встал, дальше пошел. К сожалению, не к лечащему врачу на прием. А потом и наступает «точка невозврата». Прошедший Год борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями показал, что только бережное отношение самого человека к своему здоровью в союзе с врачом дает положительный результат.
- Как специалист, возвращающий людей из коматозного состояния, Вы можете сказать, что у человека есть душа?
- Есть. Говорят же, что глаза - это зеркало души. Когда человек уходит из жизни, узнаешь это по его лицу, так называемой «маске Гиппократа», пустым, ничего не выражающим глазам. Реанимация работает по синдромной терапии. Есть начало, за которым следует цепочка изменений в организме, но когда ничего изменить уже нельзя, наступает конец. Медицинский работник должен сострадать. Если не жалеешь пациента, ты не врач. Как человек верующий я скажу, что при помощи интуиции, Бог подсказывает, что делать в экстренных ситуациях. Порой приходится ночи проводить у постели тяжело больного, и он, будучи не в состоянии говорить, все это ощущает, «помогает» нам. Но если я чувствую, что у меня уже нет сил, больной умирает…
- Наверное, про такие случаи говорят, что к жизни возвращают молитвы близких, когда сами доктора удивляются чудесному исцелению?
- Таких фактов каждый врач может привести немало. Расскажу об одном. Больной с туберкулезом позвоночника (Елена Николаевна чертит в воздухе дугу - от авт.), его надо оперировать. А состояние очень тяжелое: ни руки, ни ноги не шевелятся. Мне его было очень жалко, ведь шансы перенести операцию ничтожны. А он говорил: «Делайте операцию. Я хочу жить. Я буду жить». И выжил! Очень хотят жить страдающие люди, изо всех сил стараются.
Поэтому я не понимаю алкоголиков. Говорю им: «У вас такое здоровье, а вы его собственными руками губите!» Страшно видеть молодых еще людей с алкогольным циррозом печени. Но им - все равно, и они продолжают выпивать.
- А бывали в Вашей практике случаи уникальные?
- Года два назад, и о нем в газете не писали, хотя факт того стоит. Больной умер в кабинете врача от остановки сердца. Клиническая смерть наступила в результате инфаркта миокарда у довольно молодого мужчины. Врач общей практики Гульшат Левина не растерялась и прямо в кабинете начала делать искусственное дыхание, затем на каталке привезла его в реанимацию. Вместе производим дефибрилляцию сердца, откачиваем человека. Причем, аппарат действует автоматически на 10 дефибрилляций, затем - остановка. Это - норматив. Запустила его во второй раз: 17 дефибрилляций - сердце не бьется. Говорю: «Сделаю еще раз, если не «заведем» - все бесполезно». И оно забилось! На 18-й раз! Около часа мы проводили реанимацию, вернули человека к жизни! Случай в медицинской практике действительно уникальный, и когда его оценивали в Казани, удивлялись. А я считаю, что здесь велика заслуга моей коллеги Гульшат Фаваритовны: благодаря тому, что она все делала правильно, профессионально с первой же минуты, у пациента не умер мозг. Мужчина выписался из больницы с очень небольшими неврологическими последствиями.
- Вам приходилось встречать Новый год на рабочем месте? Это сопровождалось какими-то казусами?
- Случалось, и не раз. Хотя гораздо чаще сталкиваешься не с казусами, а с трагедиями. Но бывало и такое, что нарочно не придумаешь. А если конкретно про Новый год… После бурно проведенной новогодней ночи мужчина проснулся у нас, в реанимации. Естественно, он ничего не помнит и не знает, что с ним и где он. Его первый вопрос был: «Зеленые ангелы, почему вы со мной не разговариваете?». Наша униформа - зеленого цвета. Кстати, этот цвет символизирует жизнь…
Беседовала Наталья Якимова.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев