Нократ

Мамадышский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество.

Старейшая жительница марийского села Мамадышского района рассказала о своей судьбе

Проект «Родной язык - гордость народа» продолжается. Сегодня мы расскажем о представителях старшего поколения пяти национальностей нашего района. Они вспомнят годы молодости, игры далекого детства, расскажут об увлечениях, поделятся рецептами национальных блюд.


Марсель Давлетшин, ветеран образования, живет в городе Мамадыш
Родился я 10 июня 1937 года в селе Хасаншино. В какие только игры мы не играли в детстве! Например, «Кэшэкэ» («Клюшка»). Летом на ровную поверхность складывали палки в виде колодца высотой в 20 сантиметров. Нужно было сбить эту конструкцию скалкой с расстояния 50 метров. Не все могли в нее попасть, кто-то промазывал, кто-то не мог докинуть, чтобы победить, нужно было стать настоящим снайпером. Игр было так много, всех и не вспомнишь! Девчонки, как только показывалась земля, чертили квадраты и прыгали по ним с деревянными кубиками, также, поднимая пыль на улицах, прыгали через веревочку-скакалку... Весной посреди улицы выкапывали ямки, засыпали ее мокрым снегом, и ждали, пока кто-то пройдет и провалится - было смешно и весело. Зимой гурьбой катались на лыжах и санях с горы сельсовета. Почти у всех девчонок и ребят были синие деревянные сани из Таканышского базара. Хорошо запомнились времена, когда во время учебы в Верхней Ошме, мы с мальчишками на больших санях скатывались с высокой горы. Приволакивали большие сани к горе, оглоблю с которых сразу убирали в сторону и за веревку тащили эту тяжесть к вершине (тянуть было не так-то просто!). А при спуске адреналин зашкаливал: в ушах свистит ветер, скорость неимоверная! Конечно, было много падений, опрокидываний, но, слава Богу, никто не серьезно не пострадал. Еще, помню, по вечерам играли в хороводы, показывали, кто на что способен: кто пел, кто танцевал. До сих пор в памяти слова песни нашей молодости: «Я встретил девушку, полумесяцем бровь На щечке родинка и в глазах любовь!..» Эх, куда улетели наши молодые годы!...

Жительница села Дюсьметьево Анастасия Тимофеева делится рецептом популярного кряшенского блюдаЖительница села Дюсьметьево Анастасия Тимофеева делится рецептом популярного кряшенского блюда. Невозможно не восхититься кряшенами. Они не забывают обычаи, хранят и соблюдают свои традиции. Не столько для того, чтобы продемонстрировать их перед кем-то, а прежде всего для поднятия настроения окружающим и, конечно, с целью передачи молодым. Анастасия Тимофеева (Воробьева) родилась 19 октября 1940 года в селе Крещеная Ерыкса. Она - дитя войны, выросшая, без преувеличения, в лаптях. Мать 5 детей. Имеет 15 внуков. В 1960 году вышла замуж за жителя Дюсьметьево. С ней мы побеседовали о национальных блюдах. Основная пища кряшен - выпечка и крупяные изделия. Предпочтение отдается свинине, баранине, телятине, говядине, мясам кур, гусей и уток. Широко употребляют грибы, а также кровь животных (кровяные оладьи). Используются различные молочные продукты. Основной напиток - чай, а также айран, квас, пиво, сладкие напитки, самогон. В голодные годы из лебеды готовили булочки, печеную картошку, домашний хлеб, пирожки с кишками, пирожки в казане (их пекли вместе с легкими и печенью животного в казане). Очень популярны у кряшен суп с затирухой, колбаса с мясом и крупой, тыквенные и свекольные пирожки, а на майские праздники часто готовят блюдо под названием «шишара».
 Рецепт этого блюда мы предлагаем и вам. Для этого потребуется 3 яйца, 150 граммов растительного масла, сода, мука. Взбить тесто с добавлением всех ингредиентов. Полученное тесто раскатать, как лапшу, сначала сделать ленточки, разрезать их и аккуратно выложить на стол. В воду добавить сахарный песок и натереть им тесто. Выпекать в предварительно разогретой духовке от 15 до 20 минут.


Зоя Константиновна Кажгина проживает в деревне Пойкино
Живущая в Пойкино Зоя Константиновна 1936 года рождения, одна из старейших жительниц села, является представительницей рода умелых мастеров. У ее матери Марии Ивановны был ткацкий станок. Летом он стоял во дворе. Невзирая на усталость после работы в колхозе, она на нем изготовляла холсты, шила платья для своих детей в военные и послевоенные годы. У Марии Ивановны и Константина Викторовича было четверо детей. Глава семьи - выпускник Лубянского лесного техникума, работал помощником лесничего в Кляуше, погиб в Великую Отечественную войну. Их сын Юра тоже стал жертвой военных лет. После уроков школьников отправляли на поля собирать замерзший картофель. Юра несколько раз ходил туда без головного убора, вследствие чего заболел и умер. А матери приходилось выполнять тяжелую даже для мужчин работу. Выписав из леса бревна, она сама срубила и продала четыре сруба! На помощь никого не звала. Ее трудолюбие и мастерство рукоделия перешло и к дочери - Зое Константиновне. После окончания Нижнешандерской школы (в послевоенные годы в ней был и удмуртский класс), она отправилась в Мамадыш поступать в педучилище, но колхоз не выдал ей справку, и девушка была вынуждена вернуться в село. Начинала работать дояркой. За то, что всегда была в рядах передовиков, ей вместе с почетной грамотой подарили и швейную машинку. Это произошло до замужества. На этой машинке она шила одежду для своих детей, также изготовила себе удмуртские национальные костюмы.

С мужем Петром Константиновичем воспитали 6 детей. С 50 лет на пенсии. После выхода на заслуженный отдых, работала в сельском доме бытового обслуживания. Зоя Константиновна также мастерски готовит национальные блюда.

Людмила Лекова – жительница села Соколка. Много лет поет в составе «Сокольской завалинки».

В репертуаре ансамбля десятки песен, в том числе и исконно русских. Уроженка Днепропетровской области в Соколку переехала в 2002 году из Набережных Челнов. 25 лет проработала на КамАЗе. Выйдя на заслуженный отдых, начала петь в местном коллективе. Людмила Алексеевна поет не только русские народные, но и эстрадные песни советского периода. С удовольствием исполняет композиции из репертуара Софии Ротару, Аллы Пугачевой. В молодости Людмила Лекова с коллективом «Юность» выступала на многочисленных песенных конкурсах Советского Союза. Молодые артисты художественной самодеятельности принимали участие в отборочных турах телевизионного шоу «Алло, мы ищем таланты», побывали в Сочи, Москве и других крупных городах.

Пою с детства, люблю песни разных жанров, но народные, конечно, ближе. В них чувствуется душа. Слова из русского прошлого добавляют в песни краски, эмоции и выразительность смысла, осуществляя незримую духовную связь человека со своими историческими корнями. Радуюсь тому, что старинным напевам и народным песням слушатели рады и сегодня», - признается женщина.

Но, к сожалению, слова из народных текстов постепенно выходят из современного обихода. К примеру, редко используются такие слова как «око», «давеча», «седмица», «яства», «спозаранку» и другие. Народная музыка проста и выразительна, отличается большими художественными достоинствами, в том числе и речевыми оборотами.

Людмила Лекова – мать шестерых детей, бабушка 10 внукам и 1 правнучки. В 2004 году была удостоена медали «Ана даны» «Материнская слава».

Алевтина Асапова - старейшая жительница марийского села Большая Шия
Родилась она 3 марта 1930 года в семье бригадира колхоза Ивана Степановича и колхозницы Анны Петровны Степановых. В семье росло 7 детей. Когда началась война, отца арестовали и заключили в тюрьму. Затем он ушел на фронт и погиб в марте 1942 года. В это время Алевтине было всего 12 лет. “Я была крепка телом. На здоровье не жаловалась. Начала работать вместе с девушками и парнями постарше меня. Если их посылали пахать поля, то и меня ставили туда же. Если мешки таскали, то и я поднимала. Несмотря на юность, сил много было. И бригадир колхоза не смотрел, что перед ним лишь девочка-подросток - нагружал тяжелой работой вовсю, не жалел. Весной на станцию Кукмор отвозили посевные семена. Однажды началось половодье, и мы не успели добраться до деревни. Мешки пришлось оставить в Ямашеве. Забрать удалось только после того, как закончились паводки и просохли дороги. Лошадей забрали на фронт, начали запрягать быков. Мне достался бык по кличке «Колька». Помню, и на Мамадышское хлебоприемное предприятие много хлеба возила с «Колькой». Зимой работала на лесопункте в селах Старый Кумазан, Берсут. Очень тяжелым запомнился и сенокос. Косили сено и собирали в стога. Затем с «Колькой» отвозили его на ферму в деревне», – вспоминает она.

В Большешиинском клубе хранится марийское национальное платье и фартук, подаренные Алевтиной Ивановной. «Сшила их моя мама Анна Петровна. На юбке разноцветные ленты. Я хорошо помню, как шилось это платье, потому что была с мамой и помогала ей. Когда спросила, почему ленты на юбке разных цветов, мама ответила: «Чтобы счастье сопутствовало всегда», – вспоминает Алевтина Ивановна.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев