Нократ

Мамадышский район

18+
Рус Тат
Общество.

Скульптор Артур Давыдов создает историю для родного Мамадыша

Известный скульптор Артур Давыдов – о тонкостях бронзового литья, исторической памяти и о том, почему искусство требует жертв.

Его творческий путь начался в художественной школе родного Мамадыша. Сегодня Артур Давыдов – член Союза художников России и правления Союза художников Татарстана, автор десятков памятников и мемориалов по всей республике. Еще накануне Дня города мы поговорили с мастером о его самом большом проекте – Аллее Славы в Мамадыше, о творческих муках и о том, каково это – оставлять след в истории.

– Артур Лаврентьевич, над какими проектами вы работаете в настоящее время? Что является главным?
– Безусловно, ключевой и самый масштабный проект на данный момент – это Аллея Славы в центре Мамадыша. Она концептуально состоит из двух частей. Первая – это зона колонн, где установлены бронзовые барельефы семнадцати нашим выдающимся землякам. Это исключительно исторические личности: те, кто жил и трудился еще до революции, участвовал в Русско-японской войне, – в общем, те, кто внес неоценимый вклад в развитие Мамадыша в те далекие эпохи. И главным, центральным элементом этой зоны должен стать памятник русскому оперному певцу, солисту императорских театров, уроженцу Мамадыша Николаю Фигнеру. Высота самой скульптуры составит около двух с половиной метров. К сожалению, установить его к нынешнему Дню города по определенным причинам не получилось. Вторая часть – это меньший круг аллеи, где будет размещен список наших современников. Там мы уже установили и открыли бюсты двум Героям Социалистического Труда – Миннуре Хайруллиной и Ивану Иванову. Я являюсь автором всех семнадцати барельефов и этих двух бюстов.

– Из какого материала они выполнены и где происходит процесс создания?
– Все элементы – и барельефы, и бюсты – выполнены по классической технологии художественного бронзового литья. Это сложный, многоступенчатый процесс. Непосредственно отливкой я занимаюсь в специализированных мастерских в Казани, где есть все необходимое оборудование и печи. Сюда, в Мамадыш, я привожу уже полностью готовые, отполированные работы, которые осталось только смонтировать на заранее подготовленные постаменты. Все они уже заняли свои места на Аллее Славы и ждут своего торжественного открытия.

– С какими основными сложностями вы столкнулись при работе именно над Аллеей Славы?
– На этом проекте самой серьезной проблемой, особенно в части барельефов, стала работа с историческими личностями. Зачастую мы имеем всего одну-единственную, да еще и очень плохого качества, архивную фотографию. Снимки той эпохи размыты, повреждены временем, и разглядеть на них черты лица, характер, детали униформы или одежды – задача невероятно сложная. Требуется большая исследовательская работа художника, чтобы оживить образ. Вторая большая сложность – это длительный процесс согласования эскизов на всех уровнях. Создается специальная комиссия, проходят многочисленные совещания, вносятся правки. Например, я начал работу над эскизами еще прошлой осенью, а окончательное утверждение всего проекта состоялось лишь в начале мая, договор мы подписали только в конце месяца. Если бы я не начал работу по формовке и отливке заранее, рискуя, еще в апреле, к Дню города мы бы точно не успели. Пришлось работать на опережение.

– Артур Лаврентьевич, сегодня вы – признанный и востребованный скульптор в Татарстане. Как вы пришли к этому? Как складывался ваш творческий путь?
– Мой путь в искусство, как и у многих, начался с художественной школы здесь, в Мамадыше. Я четыре года учился у замечательного педагога Светланы Германовны Пестерёвой, которая заложила основы. В 2004 году я поступил в Казанское художественное училище, но тогда не было набора на отделение скульптуры – оно было всего раз в пять лет. Поэтому я пошел на отделение керамики, что, впрочем, тоже очень пригодилось. По счастливому стечению обстоятельств, в 2008 году, сразу после окончания училища, в Казани открылся филиал Московского академического художественного института имени В.И. Сурикова, и мне посчастливилось поступить на желанное отделение скульптуры. Шесть лет интенсивной учебы, и с 2014 года я полностью погрузился в профессию.

– Сколько работ уже на вашем счету? Где их можно увидеть?
– Честно говоря, я никогда не вел точный подсчет. Если говорить о самых крупных и значимых – их несколько десятков. Большая часть моих работ находится в Нижнекамске. Это памятник народному драматургу Туфану Миннуллину, большой мемориальный комплекс из девяти фигур, посвященный первым строителям города, и девять бюстов героев войны в местном Парке Победы. Есть моя работа и на территории ОЭЗ «Алабуга», а в самой Елабуге – несколько камерных скульптур. Для Кукморского района я создавал мемориальную доску и бюст в честь бывшего директора обувной фабрики, а также композицию, посвященную братьям Комаровым. Делал бюст для Аксубаевского района. Но, конечно, больше всего моих работ в Казани. Смело можно сказать, что я автор около тридцати пяти реализованных проектов. Одни из самых важных для меня – бюсты Героя Советского Союза Петра Михайловича Гаврилова и Героя Российской Федерации Дамира Рашитовича Гилемханова, которые были торжественно открыты при личном участии Раиса Татарстана Рустама Минниханова.

– Выходит, что Аллея Славы – это ваша первая работа в Мамадыше?
– Это была моя давняя и очень личная мечта – создать что-то значимое для своего родного города. У меня есть и другие задумки. Например, очень хочется создать достойный памятник композиторам Яруллиным – ведь это наша гордость. Также уже много лет у меня готов детальный эскиз масштабной скульптурной композиции, посвященной матери-героине Фатихе Ахмадеевой, потерявшей на войне восьмерых сыновей. Я очень надеюсь найти возможность и воплотить этот проект в жизнь. Но Аллея Славы – особенная, это моя первая большая работа на родной земле, в которую вложена частичка души, поэтому она для меня особенно памятна и дорога.

– Наше интервью проходит в субботу вечером. У вас всегда такой ненормированный, напряженный график?
– (Смеется). В нашем деле понятие «нормированный рабочий день» просто отсутствует, особенно в летний сезон, который и является самым «горячим». Дело в том, что все муниципальные заказы приурочены к одним и тем же датам – Дню города, Дню Победы. И неважно, в каком районе или городе находится объект – срок сдачи всегда «вчера». В разгар работы над несколькими проектами одновременно я возвращаюсь домой далеко за полночь. Дочка уже спит. Утром удается лишь недолго с ней поиграть, потом отвожу ее в сад, а сам снова еду на работу или в мастерскую. Все лето проходит в таком ритме. Но я ни на что не жалуюсь – мне эта работа безумно нравится. Каждый проект неповторим, каждый объект и каждая личность – это новая история и новые творческие задачи.

– Я увидел, вы и сами владеете сварочным аппаратом. Для скульптора это необычно.
– Да, это необходимый навык, который я приобрел уже в процессе работы, можно сказать, вынужденно. Потому что абсолютно любая скульптура, особенно крупная, начинается не с глины, а с металлического каркаса. Раньше я ждал сварщиков, тратил время на объяснения, а потом все равно приходилось переделывать. Гораздо проще и быстрее всё сделать самому. Я купил аппарат и научился варить. Теперь я сам делаю основу для своих будущих работ – это и быстрее, и надежнее, ведь я точно знаю, какая нагрузка и где должна быть.

– Что для вас, как для художника, является самым важным, самым ценным в этой профессии?
– Осознание того, что твои работы останутся в вечности. Мы не просто создаем памятники – мы создаем историю в бронзе и камне, оставляем материальное наследие для будущих поколений. Через сто, двести лет люди будут смотреть на эти скульптуры и вспоминать героев прошлого. Бронза – это материал, который переживет нас всех, и это накладывает огромную ответственность.

– Ваша семья, близкие понимают и разделяют такую самоотдачу?
– Мне очень повезло. Моя супруга по первому образованию тоже скульптор, так что она понимает весь творческий и технический процесс изнутри. Позже она освоила ландшафтный дизайн, а сейчас успешно работает в сфере графического дизайна. Так что она мой главный художественный критик и советчик, всегда поддерживает и дает ценные профессиональные подсказки. Родители и близкие друзья тоже очень гордятся моими работами, всегда интересуются новыми проектами. Особая роль в моем творчестве принадлежит моей маме, Гуляндам Давыдовой, которая много лет работает научным сотрудником в мамадышском краеведческом музее. Ее глубокие знания по истории края неоценимы. При работе над барельефами для Аллеи Славы мы с ней постоянно советовались, она помогала искать архивные материалы, уточнять детали биографий. Без ее помощи справиться было бы гораздо сложнее.

– А как строится общение с коллегами по цеху? В Татарстане не так много скульпторов.
– Да, наше сообщество очень небольшое, все друг друга знаем. Мы не конкуренты, а скорее коллеги, всегда на связи. Общаемся, советуемся по техническим вопросам, иногда делимся заказами, если кто-то не успевает. Это очень творческая среда.

– И традиционный вопрос: какая у вас самая большая, может быть, даже грандиозная творческая мечта?
– Если говорить именно о мамадышской земле, то, как я уже упоминал, это осуществление проекта, посвященного Фатихе Ахмадеевой. Для меня это история невероятной силы духа и материнской любви. Ее внучка, Марзия апа, до сих пор жива, и мы с ней общались. В России таких женщин, потерявших на войне восемь и более сыновей, были единицы, а в Татарстане она единственная. Такой памятник стал бы не только украшением города, но и мощным символом памяти, скорби и подвига всего нашего народа в той войне. Это моя самая сокровенная профессиональная мечта.

– Артур Лаврентьевич, большое спасибо вам за такое обстоятельное и искреннее интервью. Желаем вам воплотить все ваши творческие замыслы!

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев