Нократ

Мамадышский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество.

Призрак деревня в Мамадышском районе

«Нету денег на Париж, приезжайте в Мамадыш» - говорим мы и продолжаем рассказывать об интересных объектах Мамадышского района. В Зюринском, Кляушском, Юкачинском, Шадчинском краях нашего района местные жители на вопрос о том, где был, порой отвечают уклончиво, сводят все к шутке: «В Чупаеве!». Говорят также, что один путник после дальней изнурительной дороги вернулся изможденный и сказал: «Досталось сполна и себе, и лошади, даже Чупаево повидал!». Действительно, эта деревня расположена на самой дальней границе между Татарстаном, Удмуртией и Кировской областью, где никогда не было доброй дороги, электрического освещения улиц, сейчас уже прекратила существование. Журналистские тропы привели меня именно в Чупаево.

Все мы дети,  пока живы родители

Я застала библиотекаря Кляушской школы Маргариту Фасхетдинову в горестные для нее дни: недавно она похоронила свою мать. Александру Спиридоновну Мосолову (Усову) проводили в последний путь, когда накануне ей исполнилось ровно 90 лет.

-Мой отец, Сергей Степанович Мосолов, родился в деревне Чупаево. В пять лет остался круглым сиротой. Его отец, сосланный с клеймом кулака, пропал без вести; мать с горя заболела и умерла. Дом, в котором жили два малыша, отвели под контору колхоза. «Односельчане, приходившие в контору, кормили нас, кто чем мог. Я – «сын полка деревни Чупаево», всю жизнь им благодарен!» - часто говорил отец. После учебы в ФЗО направили в Сибирь, поработали и на шахте, затем с мамой вернулись назад. У них 17 лет не было детей. Во время войны 14-летняя мама поднималась на остановившийся в Гурьевке паром с пудовым мешком, от тяжести у нее отнялась спина, сильно замерзла, заболела, видно, все это и сказалось. Отец написал письмо в Зеленодольский детский дом о желании удочерить девочку. Их позвали. Пока добрались туда, ребенка уже забрали. На обратном пути мама показалась в Казани профессору и … вскоре оказалась в интересном положении! Она родила меня в 37 лет! Отец на радостях подправил дом, украсил резными узорами. Но меня в 10 лет свалил с ног остеомиелит. С мамой нас в разгар лета на вертолете направили из Таканышской больницы в Казань. Пролежали там долго, затем еще год пришлось лечиться и сидеть дома, ведь с больной ногой далеко не уйдешь. Надо было каждый день ходить учиться в село Кляуш, поэтому семья переселилась туда. Закончила Казанский институт культуры и искусств, стала работать в столице в научной библиотеке им. Ленина. Встретила своего любимого – Ришата. Врачи не советовали мне иметь детей. Отец с матерью поддерживали: «Сколько Бог даст, всех рожай, дочка, нет ничего дороже ЧЕЛОВЕКА в этом мире!». Выйдя в декрет, приехала в отпуск в Кляуш, где и остались жить с Ришатом. Одна за другой родились три дочери. Приходит на память, как и после выхода на заслуженный отдых отец собирал ветеранов деревни и ходил в Кляушское лесничество сажать саженцы (они уже давно выросли!), собирать веники, каждый год в Питрау ездил всей семьей в Чупаево, присаживался отдохнуть на родном подворье, вспомнить былое; как мать, инвалид первой группы, 20 лет проходившая на костылях, шесть лет прикованная к постели, а затем ослепшая, но до последней своей минуты искренне верившая в хорошее будущее, так любила жизнь, внуков; после рождения правнука Самира на радостях взявшая его на руки и подарившая ему 20 тысяч рублей… Какой они являли пример силы воли и силы духа… Кого из жителей Чупаево ни возьми – все такие!

Глаза, лица, отражение в зеркале…

Маргарита Сергеевна положила передо мной рисунок, заложенный в книгу без обложки. Картина под названием «Мы из Чупаева. Ветераны колхоза «Коммунар». Заговорила, показывая пальцем на персонажей: «Слева дед в белой рубашке – дядя Петра Садофьевича – Игнатий Семенов, рядом – его жена Матрена, та, что сзади в платке – его сестра Ирина, русоволосый дед – Александр Мосолов, его жена Фоня, сын Нифантий, самый крайний – Климентий Фифанов, в шапке – Гавриил Диев… (Обратите внимание на их имена). Еще Глухерья, Секлетинья, Лаврентий, Домна, Исидора, Руфина… Вот, вспомнила: у деда Пахома был яблоневый сад и злая собака. Вся деревенская детвора лазила воровать эти яблоки…».

А я не могу оторвать глаз от картины. Вот где оно, воспевание неустанного труженика, селянина, народная душа, характер, непередаваемые портреты! Автор картины – народный художник Удмуртской АССР, заслуженный художник РСФСР Петр Садофьевич Семенов родился в 1934 году в этой деревне, всю жизнь очень часто ее навещал. Я зашла в интернет, ознакомилась с его творчеством, стала читать воспоминания и окунулась в это с головой. Поразительны успехи чупаевского паренька, родившегося в «рубашке» семимесячным: по окончании Казанского художественного училища, Харьковского государственного института искусств много лет преподавал в Удмуртии, в институте искусств и дизайна. Стал членом Союза художников РФ, членом-корреспондентом Международной академии славянской культуры, искусств и образования, лауреатом государственной премии УАССР… Поняла, что должна подготовить отдельную статью об этом видном земляке, известном на весь мир, посланнике мира и добра.

«Последние из могикан»

А переселившиеся из деревни самыми последними Пелагия и Денис Захаровы сегодня живут в селе Кляуш. «Сначала дети забрали в город разменявших девятый десяток Елену Мосолову, Руфину Медведеву, ветерана Великой Отечественной войны Ивана Диева. 21 сентября 2014 года переехала Татьяна Шайхетдинова, которая каждый день с четырьмя детьми ходила в Кляушскую школу, держала десятки овец, лошадей, занималась фермерством, вместе со своим Маннуром оказывала социальные услуги жившим в то время в деревне бабушкам, а сейчас работает в Мамадыше в социальном приюте «Надежда». А мой старик до 28 ноября еще жил один в Чупаеве», - говорит тетя Пелагия. «От одной деревни до другой – 3800 метров. Сам мерил во время работы бригадиром. Не будь ноги больные, каждый день ходил бы туда. Чупаево стало жертвой эпохи Ельцина. Только бы мародеры, облюбовавшие деревню, не посягнули на памятник!» – беспокоится 77-летний патриот родного края. Ясно как день, что эта старательная семья, привыкшая сама о себе заботиться и обеспечивать, которая держит и сегодня двух коров, овец, домашнюю птицу (вырастит даже «осенних» цыплят, украдкой выведенных курами!), занесла в сени часть осеннего урожая, выращенного в огороде, разложила аккуратно в виде товара из выстроенных тыкв, сплетенного лука, ящиков свеклы, моркови, что впору и магазин открыть, никогда не опустит руки, не допустит бреши в своей жизни.

На месте деревни – памятник

Следующих по полевой дороге между деревнями Кляуш и Чупаево на въезде в место, где прежде находился населенный пункт, кипела жизнь на склоне горы встречает памятник-часовня. Его соорудили люди, жившие в этой деревне или выходцы из этого края. Инициатор идеи – Павел Диев (живет в Ижевске). Строительные работы выполнили Виктор и Сергей Медведевы, Ришат Фасхутдинов. Несколько земляков помогли деньгами. На памятнике – 42 фамилии. Деревня прекратила существование, но люди, вышедшие из этого края, не забывают родных подворий, сюда не зарастает тропа. Каждый год в середине лета организуют праздник Питрау…

 О каждом из человечных, доверчивых, искренних, работящих, мастеровых чупаевцев можно написать целый роман… Человек уходит, песня остается...

История деревни Чупаево (Чупай)

Деревня в Мамадышском районе, на правом притоке реки Юкачи, в 38 км к северу от города Мамадыш. На 2010 год - 11 жителей (по переписи 2002, русских - 50%, татар - 50%). Основана в конце 17 века татарами, крестившимися в середине 18 века в православную веру. Около 1795 года здесь поселились русские крестьяне (старообрядцы) из сел Красная Горка и Отарка Мамадышского уезда, Чекурча Казанского уезда. До середины 1930-х гг. в официальных источниках упоминается под названием Отар-Илга. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 века здесь функционировали церковно-приходская школа (открыта в 1885 году), мельница, крупообдирка, мелочная лавка. В этот период земельный надел сельской общины составлял 671,6 десятины.

До 1920 года деревня входила в Лыябаш-Кляушскую волость Мамадышского уезда Казанской губернии. С 1920 года – в составе Мамадышского кантона Татарской АССР. С 1930 года в Таканышском, с 1932 года в Кукморском, с  1935 года в Таканышском, с  1963 года в Мамадышском районах. Число жителей: в 1782 году - 23 души мужского пола, в 1859 году - 242, в 1897 году - 458, в 1908 году - 452, в 1926 году - 528, в 1958 году - 274, в 1979 году - 124, в 1989 году - 30, в 2002 году - 18 человек.

 

Фото автора.

Алсу Дияр

Все мы дети,  пока живы родители

Я застала библиотекаря Кляушской школы Маргариту Фасхетдинову в горестные для нее дни: недавно она похоронила свою мать. Александру Спиридоновну Мосолову (Усову) проводили в последний путь, когда накануне ей исполнилось ровно 90 лет.

-Мой отец, Сергей Степанович Мосолов, родился в деревне Чупаево. В пять лет остался круглым сиротой. Его отец, сосланный с клеймом кулака, пропал без вести; мать с горя заболела и умерла. Дом, в котором жили два малыша, отвели под контору колхоза. «Односельчане, приходившие в контору, кормили нас, кто чем мог. Я – «сын полка деревни Чупаево», всю жизнь им благодарен!» - часто говорил отец. После учебы в ФЗО направили в Сибирь, поработали и на шахте, затем с мамой вернулись назад. У них 17 лет не было детей. Во время войны 14-летняя мама поднималась на остановившийся в Гурьевке паром с пудовым мешком, от тяжести у нее отнялась спина, сильно замерзла, заболела, видно, все это и сказалось. Отец написал письмо в Зеленодольский детский дом о желании удочерить девочку. Их позвали. Пока добрались туда, ребенка уже забрали. На обратном пути мама показалась в Казани профессору и … вскоре оказалась в интересном положении! Она родила меня в 37 лет! Отец на радостях подправил дом, украсил резными узорами. Но меня в 10 лет свалил с ног остеомиелит. С мамой нас в разгар лета на вертолете направили из Таканышской больницы в Казань. Пролежали там долго, затем еще год пришлось лечиться и сидеть дома, ведь с больной ногой далеко не уйдешь. Надо было каждый день ходить учиться в село Кляуш, поэтому семья переселилась туда. Закончила Казанский институт культуры и искусств, стала работать в столице в научной библиотеке им. Ленина. Встретила своего любимого – Ришата. Врачи не советовали мне иметь детей. Отец с матерью поддерживали: «Сколько Бог даст, всех рожай, дочка, нет ничего дороже ЧЕЛОВЕКА в этом мире!». Выйдя в декрет, приехала в отпуск в Кляуш, где и остались жить с Ришатом. Одна за другой родились три дочери. Приходит на память, как и после выхода на заслуженный отдых отец собирал ветеранов деревни и ходил в Кляушское лесничество сажать саженцы (они уже давно выросли!), собирать веники, каждый год в Питрау ездил всей семьей в Чупаево, присаживался отдохнуть на родном подворье, вспомнить былое; как мать, инвалид первой группы, 20 лет проходившая на костылях, шесть лет прикованная к постели, а затем ослепшая, но до последней своей минуты искренне верившая в хорошее будущее, так любила жизнь, внуков; после рождения правнука Самира на радостях взявшая его на руки и подарившая ему 20 тысяч рублей… Какой они являли пример силы воли и силы духа… Кого из жителей Чупаево ни возьми – все такие!

Глаза, лица, отражение в зеркале…

Маргарита Сергеевна положила передо мной рисунок, заложенный в книгу без обложки. Картина под названием «Мы из Чупаева. Ветераны колхоза «Коммунар». Заговорила, показывая пальцем на персонажей: «Слева дед в белой рубашке – дядя Петра Садофьевича – Игнатий Семенов, рядом – его жена Матрена, та, что сзади в платке – его сестра Ирина, русоволосый дед – Александр Мосолов, его жена Фоня, сын Нифантий, самый крайний – Климентий Фифанов, в шапке – Гавриил Диев… (Обратите внимание на их имена). Еще Глухерья, Секлетинья, Лаврентий, Домна, Исидора, Руфина… Вот, вспомнила: у деда Пахома был яблоневый сад и злая собака. Вся деревенская детвора лазила воровать эти яблоки…».

А я не могу оторвать глаз от картины. Вот где оно, воспевание неустанного труженика, селянина, народная душа, характер, непередаваемые портреты! Автор картины – народный художник Удмуртской АССР, заслуженный художник РСФСР Петр Садофьевич Семенов родился в 1934 году в этой деревне, всю жизнь очень часто ее навещал. Я зашла в интернет, ознакомилась с его творчеством, стала читать воспоминания и окунулась в это с головой. Поразительны успехи чупаевского паренька, родившегося в «рубашке» семимесячным: по окончании Казанского художественного училища, Харьковского государственного института искусств много лет преподавал в Удмуртии, в институте искусств и дизайна. Стал членом Союза художников РФ, членом-корреспондентом Международной академии славянской культуры, искусств и образования, лауреатом государственной премии УАССР… Поняла, что должна подготовить отдельную статью об этом видном земляке, известном на весь мир, посланнике мира и добра.

«Последние из могикан»

А переселившиеся из деревни самыми последними Пелагия и Денис Захаровы сегодня живут в селе Кляуш. «Сначала дети забрали в город разменявших девятый десяток Елену Мосолову, Руфину Медведеву, ветерана Великой Отечественной войны Ивана Диева. 21 сентября 2014 года переехала Татьяна Шайхетдинова, которая каждый день с четырьмя детьми ходила в Кляушскую школу, держала десятки овец, лошадей, занималась фермерством, вместе со своим Маннуром оказывала социальные услуги жившим в то время в деревне бабушкам, а сейчас работает в Мамадыше в социальном приюте «Надежда». А мой старик до 28 ноября еще жил один в Чупаеве», - говорит тетя Пелагия. «От одной деревни до другой – 3800 метров. Сам мерил во время работы бригадиром. Не будь ноги больные, каждый день ходил бы туда. Чупаево стало жертвой эпохи Ельцина. Только бы мародеры, облюбовавшие деревню, не посягнули на памятник!» – беспокоится 77-летний патриот родного края. Ясно как день, что эта старательная семья, привыкшая сама о себе заботиться и обеспечивать, которая держит и сегодня двух коров, овец, домашнюю птицу (вырастит даже «осенних» цыплят, украдкой выведенных курами!), занесла в сени часть осеннего урожая, выращенного в огороде, разложила аккуратно в виде товара из выстроенных тыкв, сплетенного лука, ящиков свеклы, моркови, что впору и магазин открыть, никогда не опустит руки, не допустит бреши в своей жизни.

На месте деревни – памятник

Следующих по полевой дороге между деревнями Кляуш и Чупаево на въезде в место, где прежде находился населенный пункт, кипела жизнь на склоне горы встречает памятник-часовня. Его соорудили люди, жившие в этой деревне или выходцы из этого края. Инициатор идеи – Павел Диев (живет в Ижевске). Строительные работы выполнили Виктор и Сергей Медведевы, Ришат Фасхутдинов. Несколько земляков помогли деньгами. На памятнике – 42 фамилии. Деревня прекратила существование, но люди, вышедшие из этого края, не забывают родных подворий, сюда не зарастает тропа. Каждый год в середине лета организуют праздник Питрау…

 О каждом из человечных, доверчивых, искренних, работящих, мастеровых чупаевцев можно написать целый роман… Человек уходит, песня остается...

История деревни Чупаево (Чупай)

Деревня в Мамадышском районе, на правом притоке реки Юкачи, в 38 км к северу от города Мамадыш. На 2010 год - 11 жителей (по переписи 2002, русских - 50%, татар - 50%). Основана в конце 17 века татарами, крестившимися в середине 18 века в православную веру. Около 1795 года здесь поселились русские крестьяне (старообрядцы) из сел Красная Горка и Отарка Мамадышского уезда, Чекурча Казанского уезда. До середины 1930-х гг. в официальных источниках упоминается под названием Отар-Илга. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 века здесь функционировали церковно-приходская школа (открыта в 1885 году), мельница, крупообдирка, мелочная лавка. В этот период земельный надел сельской общины составлял 671,6 десятины.

До 1920 года деревня входила в Лыябаш-Кляушскую волость Мамадышского уезда Казанской губернии. С 1920 года – в составе Мамадышского кантона Татарской АССР. С 1930 года в Таканышском, с 1932 года в Кукморском, с  1935 года в Таканышском, с  1963 года в Мамадышском районах. Число жителей: в 1782 году - 23 души мужского пола, в 1859 году - 242, в 1897 году - 458, в 1908 году - 452, в 1926 году - 528, в 1958 году - 274, в 1979 году - 124, в 1989 году - 30, в 2002 году - 18 человек.

 

Фото автора.

Алсу Дияр

Все мы дети,  пока живы родители

Я застала библиотекаря Кляушской школы Маргариту Фасхетдинову в горестные для нее дни: недавно она похоронила свою мать. Александру Спиридоновну Мосолову (Усову) проводили в последний путь, когда накануне ей исполнилось ровно 90 лет.

-Мой отец, Сергей Степанович Мосолов, родился в деревне Чупаево. В пять лет остался круглым сиротой. Его отец, сосланный с клеймом кулака, пропал без вести; мать с горя заболела и умерла. Дом, в котором жили два малыша, отвели под контору колхоза. «Односельчане, приходившие в контору, кормили нас, кто чем мог. Я – «сын полка деревни Чупаево», всю жизнь им благодарен!» - часто говорил отец. После учебы в ФЗО направили в Сибирь, поработали и на шахте, затем с мамой вернулись назад. У них 17 лет не было детей. Во время войны 14-летняя мама поднималась на остановившийся в Гурьевке паром с пудовым мешком, от тяжести у нее отнялась спина, сильно замерзла, заболела, видно, все это и сказалось. Отец написал письмо в Зеленодольский детский дом о желании удочерить девочку. Их позвали. Пока добрались туда, ребенка уже забрали. На обратном пути мама показалась в Казани профессору и … вскоре оказалась в интересном положении! Она родила меня в 37 лет! Отец на радостях подправил дом, украсил резными узорами. Но меня в 10 лет свалил с ног остеомиелит. С мамой нас в разгар лета на вертолете направили из Таканышской больницы в Казань. Пролежали там долго, затем еще год пришлось лечиться и сидеть дома, ведь с больной ногой далеко не уйдешь. Надо было каждый день ходить учиться в село Кляуш, поэтому семья переселилась туда. Закончила Казанский институт культуры и искусств, стала работать в столице в научной библиотеке им. Ленина. Встретила своего любимого – Ришата. Врачи не советовали мне иметь детей. Отец с матерью поддерживали: «Сколько Бог даст, всех рожай, дочка, нет ничего дороже ЧЕЛОВЕКА в этом мире!». Выйдя в декрет, приехала в отпуск в Кляуш, где и остались жить с Ришатом. Одна за другой родились три дочери. Приходит на память, как и после выхода на заслуженный отдых отец собирал ветеранов деревни и ходил в Кляушское лесничество сажать саженцы (они уже давно выросли!), собирать веники, каждый год в Питрау ездил всей семьей в Чупаево, присаживался отдохнуть на родном подворье, вспомнить былое; как мать, инвалид первой группы, 20 лет проходившая на костылях, шесть лет прикованная к постели, а затем ослепшая, но до последней своей минуты искренне верившая в хорошее будущее, так любила жизнь, внуков; после рождения правнука Самира на радостях взявшая его на руки и подарившая ему 20 тысяч рублей… Какой они являли пример силы воли и силы духа… Кого из жителей Чупаево ни возьми – все такие!

Глаза, лица, отражение в зеркале…

Маргарита Сергеевна положила передо мной рисунок, заложенный в книгу без обложки. Картина под названием «Мы из Чупаева. Ветераны колхоза «Коммунар». Заговорила, показывая пальцем на персонажей: «Слева дед в белой рубашке – дядя Петра Садофьевича – Игнатий Семенов, рядом – его жена Матрена, та, что сзади в платке – его сестра Ирина, русоволосый дед – Александр Мосолов, его жена Фоня, сын Нифантий, самый крайний – Климентий Фифанов, в шапке – Гавриил Диев… (Обратите внимание на их имена). Еще Глухерья, Секлетинья, Лаврентий, Домна, Исидора, Руфина… Вот, вспомнила: у деда Пахома был яблоневый сад и злая собака. Вся деревенская детвора лазила воровать эти яблоки…».

А я не могу оторвать глаз от картины. Вот где оно, воспевание неустанного труженика, селянина, народная душа, характер, непередаваемые портреты! Автор картины – народный художник Удмуртской АССР, заслуженный художник РСФСР Петр Садофьевич Семенов родился в 1934 году в этой деревне, всю жизнь очень часто ее навещал. Я зашла в интернет, ознакомилась с его творчеством, стала читать воспоминания и окунулась в это с головой. Поразительны успехи чупаевского паренька, родившегося в «рубашке» семимесячным: по окончании Казанского художественного училища, Харьковского государственного института искусств много лет преподавал в Удмуртии, в институте искусств и дизайна. Стал членом Союза художников РФ, членом-корреспондентом Международной академии славянской культуры, искусств и образования, лауреатом государственной премии УАССР… Поняла, что должна подготовить отдельную статью об этом видном земляке, известном на весь мир, посланнике мира и добра.

«Последние из могикан»

А переселившиеся из деревни самыми последними Пелагия и Денис Захаровы сегодня живут в селе Кляуш. «Сначала дети забрали в город разменявших девятый десяток Елену Мосолову, Руфину Медведеву, ветерана Великой Отечественной войны Ивана Диева. 21 сентября 2014 года переехала Татьяна Шайхетдинова, которая каждый день с четырьмя детьми ходила в Кляушскую школу, держала десятки овец, лошадей, занималась фермерством, вместе со своим Маннуром оказывала социальные услуги жившим в то время в деревне бабушкам, а сейчас работает в Мамадыше в социальном приюте «Надежда». А мой старик до 28 ноября еще жил один в Чупаеве», - говорит тетя Пелагия. «От одной деревни до другой – 3800 метров. Сам мерил во время работы бригадиром. Не будь ноги больные, каждый день ходил бы туда. Чупаево стало жертвой эпохи Ельцина. Только бы мародеры, облюбовавшие деревню, не посягнули на памятник!» – беспокоится 77-летний патриот родного края. Ясно как день, что эта старательная семья, привыкшая сама о себе заботиться и обеспечивать, которая держит и сегодня двух коров, овец, домашнюю птицу (вырастит даже «осенних» цыплят, украдкой выведенных курами!), занесла в сени часть осеннего урожая, выращенного в огороде, разложила аккуратно в виде товара из выстроенных тыкв, сплетенного лука, ящиков свеклы, моркови, что впору и магазин открыть, никогда не опустит руки, не допустит бреши в своей жизни.

На месте деревни – памятник

Следующих по полевой дороге между деревнями Кляуш и Чупаево на въезде в место, где прежде находился населенный пункт, кипела жизнь на склоне горы встречает памятник-часовня. Его соорудили люди, жившие в этой деревне или выходцы из этого края. Инициатор идеи – Павел Диев (живет в Ижевске). Строительные работы выполнили Виктор и Сергей Медведевы, Ришат Фасхутдинов. Несколько земляков помогли деньгами. На памятнике – 42 фамилии. Деревня прекратила существование, но люди, вышедшие из этого края, не забывают родных подворий, сюда не зарастает тропа. Каждый год в середине лета организуют праздник Питрау…

 О каждом из человечных, доверчивых, искренних, работящих, мастеровых чупаевцев можно написать целый роман… Человек уходит, песня остается...

История деревни Чупаево (Чупай)

Деревня в Мамадышском районе, на правом притоке реки Юкачи, в 38 км к северу от города Мамадыш. На 2010 год - 11 жителей (по переписи 2002, русских - 50%, татар - 50%). Основана в конце 17 века татарами, крестившимися в середине 18 века в православную веру. Около 1795 года здесь поселились русские крестьяне (старообрядцы) из сел Красная Горка и Отарка Мамадышского уезда, Чекурча Казанского уезда. До середины 1930-х гг. в официальных источниках упоминается под названием Отар-Илга. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 века здесь функционировали церковно-приходская школа (открыта в 1885 году), мельница, крупообдирка, мелочная лавка. В этот период земельный надел сельской общины составлял 671,6 десятины.

До 1920 года деревня входила в Лыябаш-Кляушскую волость Мамадышского уезда Казанской губернии. С 1920 года – в составе Мамадышского кантона Татарской АССР. С 1930 года в Таканышском, с 1932 года в Кукморском, с  1935 года в Таканышском, с  1963 года в Мамадышском районах. Число жителей: в 1782 году - 23 души мужского пола, в 1859 году - 242, в 1897 году - 458, в 1908 году - 452, в 1926 году - 528, в 1958 году - 274, в 1979 году - 124, в 1989 году - 30, в 2002 году - 18 человек.

 

Фото автора.

Алсу Дияр

Все мы дети,  пока живы родители

Я застала библиотекаря Кляушской школы Маргариту Фасхетдинову в горестные для нее дни: недавно она похоронила свою мать. Александру Спиридоновну Мосолову (Усову) проводили в последний путь, когда накануне ей исполнилось ровно 90 лет.

-Мой отец, Сергей Степанович Мосолов, родился в деревне Чупаево. В пять лет остался круглым сиротой. Его отец, сосланный с клеймом кулака, пропал без вести; мать с горя заболела и умерла. Дом, в котором жили два малыша, отвели под контору колхоза. «Односельчане, приходившие в контору, кормили нас, кто чем мог. Я – «сын полка деревни Чупаево», всю жизнь им благодарен!» - часто говорил отец. После учебы в ФЗО направили в Сибирь, поработали и на шахте, затем с мамой вернулись назад. У них 17 лет не было детей. Во время войны 14-летняя мама поднималась на остановившийся в Гурьевке паром с пудовым мешком, от тяжести у нее отнялась спина, сильно замерзла, заболела, видно, все это и сказалось. Отец написал письмо в Зеленодольский детский дом о желании удочерить девочку. Их позвали. Пока добрались туда, ребенка уже забрали. На обратном пути мама показалась в Казани профессору и … вскоре оказалась в интересном положении! Она родила меня в 37 лет! Отец на радостях подправил дом, украсил резными узорами. Но меня в 10 лет свалил с ног остеомиелит. С мамой нас в разгар лета на вертолете направили из Таканышской больницы в Казань. Пролежали там долго, затем еще год пришлось лечиться и сидеть дома, ведь с больной ногой далеко не уйдешь. Надо было каждый день ходить учиться в село Кляуш, поэтому семья переселилась туда. Закончила Казанский институт культуры и искусств, стала работать в столице в научной библиотеке им. Ленина. Встретила своего любимого – Ришата. Врачи не советовали мне иметь детей. Отец с матерью поддерживали: «Сколько Бог даст, всех рожай, дочка, нет ничего дороже ЧЕЛОВЕКА в этом мире!». Выйдя в декрет, приехала в отпуск в Кляуш, где и остались жить с Ришатом. Одна за другой родились три дочери. Приходит на память, как и после выхода на заслуженный отдых отец собирал ветеранов деревни и ходил в Кляушское лесничество сажать саженцы (они уже давно выросли!), собирать веники, каждый год в Питрау ездил всей семьей в Чупаево, присаживался отдохнуть на родном подворье, вспомнить былое; как мать, инвалид первой группы, 20 лет проходившая на костылях, шесть лет прикованная к постели, а затем ослепшая, но до последней своей минуты искренне верившая в хорошее будущее, так любила жизнь, внуков; после рождения правнука Самира на радостях взявшая его на руки и подарившая ему 20 тысяч рублей… Какой они являли пример силы воли и силы духа… Кого из жителей Чупаево ни возьми – все такие!

Глаза, лица, отражение в зеркале…

Маргарита Сергеевна положила передо мной рисунок, заложенный в книгу без обложки. Картина под названием «Мы из Чупаева. Ветераны колхоза «Коммунар». Заговорила, показывая пальцем на персонажей: «Слева дед в белой рубашке – дядя Петра Садофьевича – Игнатий Семенов, рядом – его жена Матрена, та, что сзади в платке – его сестра Ирина, русоволосый дед – Александр Мосолов, его жена Фоня, сын Нифантий, самый крайний – Климентий Фифанов, в шапке – Гавриил Диев… (Обратите внимание на их имена). Еще Глухерья, Секлетинья, Лаврентий, Домна, Исидора, Руфина… Вот, вспомнила: у деда Пахома был яблоневый сад и злая собака. Вся деревенская детвора лазила воровать эти яблоки…».

А я не могу оторвать глаз от картины. Вот где оно, воспевание неустанного труженика, селянина, народная душа, характер, непередаваемые портреты! Автор картины – народный художник Удмуртской АССР, заслуженный художник РСФСР Петр Садофьевич Семенов родился в 1934 году в этой деревне, всю жизнь очень часто ее навещал. Я зашла в интернет, ознакомилась с его творчеством, стала читать воспоминания и окунулась в это с головой. Поразительны успехи чупаевского паренька, родившегося в «рубашке» семимесячным: по окончании Казанского художественного училища, Харьковского государственного института искусств много лет преподавал в Удмуртии, в институте искусств и дизайна. Стал членом Союза художников РФ, членом-корреспондентом Международной академии славянской культуры, искусств и образования, лауреатом государственной премии УАССР… Поняла, что должна подготовить отдельную статью об этом видном земляке, известном на весь мир, посланнике мира и добра.

«Последние из могикан»

А переселившиеся из деревни самыми последними Пелагия и Денис Захаровы сегодня живут в селе Кляуш. «Сначала дети забрали в город разменявших девятый десяток Елену Мосолову, Руфину Медведеву, ветерана Великой Отечественной войны Ивана Диева. 21 сентября 2014 года переехала Татьяна Шайхетдинова, которая каждый день с четырьмя детьми ходила в Кляушскую школу, держала десятки овец, лошадей, занималась фермерством, вместе со своим Маннуром оказывала социальные услуги жившим в то время в деревне бабушкам, а сейчас работает в Мамадыше в социальном приюте «Надежда». А мой старик до 28 ноября еще жил один в Чупаеве», - говорит тетя Пелагия. «От одной деревни до другой – 3800 метров. Сам мерил во время работы бригадиром. Не будь ноги больные, каждый день ходил бы туда. Чупаево стало жертвой эпохи Ельцина. Только бы мародеры, облюбовавшие деревню, не посягнули на памятник!» – беспокоится 77-летний патриот родного края. Ясно как день, что эта старательная семья, привыкшая сама о себе заботиться и обеспечивать, которая держит и сегодня двух коров, овец, домашнюю птицу (вырастит даже «осенних» цыплят, украдкой выведенных курами!), занесла в сени часть осеннего урожая, выращенного в огороде, разложила аккуратно в виде товара из выстроенных тыкв, сплетенного лука, ящиков свеклы, моркови, что впору и магазин открыть, никогда не опустит руки, не допустит бреши в своей жизни.

На месте деревни – памятник

Следующих по полевой дороге между деревнями Кляуш и Чупаево на въезде в место, где прежде находился населенный пункт, кипела жизнь на склоне горы встречает памятник-часовня. Его соорудили люди, жившие в этой деревне или выходцы из этого края. Инициатор идеи – Павел Диев (живет в Ижевске). Строительные работы выполнили Виктор и Сергей Медведевы, Ришат Фасхутдинов. Несколько земляков помогли деньгами. На памятнике – 42 фамилии. Деревня прекратила существование, но люди, вышедшие из этого края, не забывают родных подворий, сюда не зарастает тропа. Каждый год в середине лета организуют праздник Питрау…

 О каждом из человечных, доверчивых, искренних, работящих, мастеровых чупаевцев можно написать целый роман… Человек уходит, песня остается...

История деревни Чупаево (Чупай)

Деревня в Мамадышском районе, на правом притоке реки Юкачи, в 38 км к северу от города Мамадыш. На 2010 год - 11 жителей (по переписи 2002, русских - 50%, татар - 50%). Основана в конце 17 века татарами, крестившимися в середине 18 века в православную веру. Около 1795 года здесь поселились русские крестьяне (старообрядцы) из сел Красная Горка и Отарка Мамадышского уезда, Чекурча Казанского уезда. До середины 1930-х гг. в официальных источниках упоминается под названием Отар-Илга. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 века здесь функционировали церковно-приходская школа (открыта в 1885 году), мельница, крупообдирка, мелочная лавка. В этот период земельный надел сельской общины составлял 671,6 десятины.

До 1920 года деревня входила в Лыябаш-Кляушскую волость Мамадышского уезда Казанской губернии. С 1920 года – в составе Мамадышского кантона Татарской АССР. С 1930 года в Таканышском, с 1932 года в Кукморском, с  1935 года в Таканышском, с  1963 года в Мамадышском районах. Число жителей: в 1782 году - 23 души мужского пола, в 1859 году - 242, в 1897 году - 458, в 1908 году - 452, в 1926 году - 528, в 1958 году - 274, в 1979 году - 124, в 1989 году - 30, в 2002 году - 18 человек.

 

Фото автора.

Алсу Дияр

Все мы дети,  пока живы родители

Я застала библиотекаря Кляушской школы Маргариту Фасхетдинову в горестные для нее дни: недавно она похоронила свою мать. Александру Спиридоновну Мосолову (Усову) проводили в последний путь, когда накануне ей исполнилось ровно 90 лет.

-Мой отец, Сергей Степанович Мосолов, родился в деревне Чупаево. В пять лет остался круглым сиротой. Его отец, сосланный с клеймом кулака, пропал без вести; мать с горя заболела и умерла. Дом, в котором жили два малыша, отвели под контору колхоза. «Односельчане, приходившие в контору, кормили нас, кто чем мог. Я – «сын полка деревни Чупаево», всю жизнь им благодарен!» - часто говорил отец. После учебы в ФЗО направили в Сибирь, поработали и на шахте, затем с мамой вернулись назад. У них 17 лет не было детей. Во время войны 14-летняя мама поднималась на остановившийся в Гурьевке паром с пудовым мешком, от тяжести у нее отнялась спина, сильно замерзла, заболела, видно, все это и сказалось. Отец написал письмо в Зеленодольский детский дом о желании удочерить девочку. Их позвали. Пока добрались туда, ребенка уже забрали. На обратном пути мама показалась в Казани профессору и … вскоре оказалась в интересном положении! Она родила меня в 37 лет! Отец на радостях подправил дом, украсил резными узорами. Но меня в 10 лет свалил с ног остеомиелит. С мамой нас в разгар лета на вертолете направили из Таканышской больницы в Казань. Пролежали там долго, затем еще год пришлось лечиться и сидеть дома, ведь с больной ногой далеко не уйдешь. Надо было каждый день ходить учиться в село Кляуш, поэтому семья переселилась туда. Закончила Казанский институт культуры и искусств, стала работать в столице в научной библиотеке им. Ленина. Встретила своего любимого – Ришата. Врачи не советовали мне иметь детей. Отец с матерью поддерживали: «Сколько Бог даст, всех рожай, дочка, нет ничего дороже ЧЕЛОВЕКА в этом мире!». Выйдя в декрет, приехала в отпуск в Кляуш, где и остались жить с Ришатом. Одна за другой родились три дочери. Приходит на память, как и после выхода на заслуженный отдых отец собирал ветеранов деревни и ходил в Кляушское лесничество сажать саженцы (они уже давно выросли!), собирать веники, каждый год в Питрау ездил всей семьей в Чупаево, присаживался отдохнуть на родном подворье, вспомнить былое; как мать, инвалид первой группы, 20 лет проходившая на костылях, шесть лет прикованная к постели, а затем ослепшая, но до последней своей минуты искренне верившая в хорошее будущее, так любила жизнь, внуков; после рождения правнука Самира на радостях взявшая его на руки и подарившая ему 20 тысяч рублей… Какой они являли пример силы воли и силы духа… Кого из жителей Чупаево ни возьми – все такие!

Глаза, лица, отражение в зеркале…

Маргарита Сергеевна положила передо мной рисунок, заложенный в книгу без обложки. Картина под названием «Мы из Чупаева. Ветераны колхоза «Коммунар». Заговорила, показывая пальцем на персонажей: «Слева дед в белой рубашке – дядя Петра Садофьевича – Игнатий Семенов, рядом – его жена Матрена, та, что сзади в платке – его сестра Ирина, русоволосый дед – Александр Мосолов, его жена Фоня, сын Нифантий, самый крайний – Климентий Фифанов, в шапке – Гавриил Диев… (Обратите внимание на их имена). Еще Глухерья, Секлетинья, Лаврентий, Домна, Исидора, Руфина… Вот, вспомнила: у деда Пахома был яблоневый сад и злая собака. Вся деревенская детвора лазила воровать эти яблоки…».

А я не могу оторвать глаз от картины. Вот где оно, воспевание неустанного труженика, селянина, народная душа, характер, непередаваемые портреты! Автор картины – народный художник Удмуртской АССР, заслуженный художник РСФСР Петр Садофьевич Семенов родился в 1934 году в этой деревне, всю жизнь очень часто ее навещал. Я зашла в интернет, ознакомилась с его творчеством, стала читать воспоминания и окунулась в это с головой. Поразительны успехи чупаевского паренька, родившегося в «рубашке» семимесячным: по окончании Казанского художественного училища, Харьковского государственного института искусств много лет преподавал в Удмуртии, в институте искусств и дизайна. Стал членом Союза художников РФ, членом-корреспондентом Международной академии славянской культуры, искусств и образования, лауреатом государственной премии УАССР… Поняла, что должна подготовить отдельную статью об этом видном земляке, известном на весь мир, посланнике мира и добра.

«Последние из могикан»

А переселившиеся из деревни самыми последними Пелагия и Денис Захаровы сегодня живут в селе Кляуш. «Сначала дети забрали в город разменявших девятый десяток Елену Мосолову, Руфину Медведеву, ветерана Великой Отечественной войны Ивана Диева. 21 сентября 2014 года переехала Татьяна Шайхетдинова, которая каждый день с четырьмя детьми ходила в Кляушскую школу, держала десятки овец, лошадей, занималась фермерством, вместе со своим Маннуром оказывала социальные услуги жившим в то время в деревне бабушкам, а сейчас работает в Мамадыше в социальном приюте «Надежда». А мой старик до 28 ноября еще жил один в Чупаеве», - говорит тетя Пелагия. «От одной деревни до другой – 3800 метров. Сам мерил во время работы бригадиром. Не будь ноги больные, каждый день ходил бы туда. Чупаево стало жертвой эпохи Ельцина. Только бы мародеры, облюбовавшие деревню, не посягнули на памятник!» – беспокоится 77-летний патриот родного края. Ясно как день, что эта старательная семья, привыкшая сама о себе заботиться и обеспечивать, которая держит и сегодня двух коров, овец, домашнюю птицу (вырастит даже «осенних» цыплят, украдкой выведенных курами!), занесла в сени часть осеннего урожая, выращенного в огороде, разложила аккуратно в виде товара из выстроенных тыкв, сплетенного лука, ящиков свеклы, моркови, что впору и магазин открыть, никогда не опустит руки, не допустит бреши в своей жизни.

На месте деревни – памятник

Следующих по полевой дороге между деревнями Кляуш и Чупаево на въезде в место, где прежде находился населенный пункт, кипела жизнь на склоне горы встречает памятник-часовня. Его соорудили люди, жившие в этой деревне или выходцы из этого края. Инициатор идеи – Павел Диев (живет в Ижевске). Строительные работы выполнили Виктор и Сергей Медведевы, Ришат Фасхутдинов. Несколько земляков помогли деньгами. На памятнике – 42 фамилии. Деревня прекратила существование, но люди, вышедшие из этого края, не забывают родных подворий, сюда не зарастает тропа. Каждый год в середине лета организуют праздник Питрау…

 О каждом из человечных, доверчивых, искренних, работящих, мастеровых чупаевцев можно написать целый роман… Человек уходит, песня остается...

История деревни Чупаево (Чупай)

Деревня в Мамадышском районе, на правом притоке реки Юкачи, в 38 км к северу от города Мамадыш. На 2010 год - 11 жителей (по переписи 2002, русских - 50%, татар - 50%). Основана в конце 17 века татарами, крестившимися в середине 18 века в православную веру. Около 1795 года здесь поселились русские крестьяне (старообрядцы) из сел Красная Горка и Отарка Мамадышского уезда, Чекурча Казанского уезда. До середины 1930-х гг. в официальных источниках упоминается под названием Отар-Илга. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 века здесь функционировали церковно-приходская школа (открыта в 1885 году), мельница, крупообдирка, мелочная лавка. В этот период земельный надел сельской общины составлял 671,6 десятины.

До 1920 года деревня входила в Лыябаш-Кляушскую волость Мамадышского уезда Казанской губернии. С 1920 года – в составе Мамадышского кантона Татарской АССР. С 1930 года в Таканышском, с 1932 года в Кукморском, с  1935 года в Таканышском, с  1963 года в Мамадышском районах. Число жителей: в 1782 году - 23 души мужского пола, в 1859 году - 242, в 1897 году - 458, в 1908 году - 452, в 1926 году - 528, в 1958 году - 274, в 1979 году - 124, в 1989 году - 30, в 2002 году - 18 человек.

 

Фото автора.

Алсу Дияр

Все мы дети,  пока живы родители

Я застала библиотекаря Кляушской школы Маргариту Фасхетдинову в горестные для нее дни: недавно она похоронила свою мать. Александру Спиридоновну Мосолову (Усову) проводили в последний путь, когда накануне ей исполнилось ровно 90 лет.

-Мой отец, Сергей Степанович Мосолов, родился в деревне Чупаево. В пять лет остался круглым сиротой. Его отец, сосланный с клеймом кулака, пропал без вести; мать с горя заболела и умерла. Дом, в котором жили два малыша, отвели под контору колхоза. «Односельчане, приходившие в контору, кормили нас, кто чем мог. Я – «сын полка деревни Чупаево», всю жизнь им благодарен!» - часто говорил отец. После учебы в ФЗО направили в Сибирь, поработали и на шахте, затем с мамой вернулись назад. У них 17 лет не было детей. Во время войны 14-летняя мама поднималась на остановившийся в Гурьевке паром с пудовым мешком, от тяжести у нее отнялась спина, сильно замерзла, заболела, видно, все это и сказалось. Отец написал письмо в Зеленодольский детский дом о желании удочерить девочку. Их позвали. Пока добрались туда, ребенка уже забрали. На обратном пути мама показалась в Казани профессору и … вскоре оказалась в интересном положении! Она родила меня в 37 лет! Отец на радостях подправил дом, украсил резными узорами. Но меня в 10 лет свалил с ног остеомиелит. С мамой нас в разгар лета на вертолете направили из Таканышской больницы в Казань. Пролежали там долго, затем еще год пришлось лечиться и сидеть дома, ведь с больной ногой далеко не уйдешь. Надо было каждый день ходить учиться в село Кляуш, поэтому семья переселилась туда. Закончила Казанский институт культуры и искусств, стала работать в столице в научной библиотеке им. Ленина. Встретила своего любимого – Ришата. Врачи не советовали мне иметь детей. Отец с матерью поддерживали: «Сколько Бог даст, всех рожай, дочка, нет ничего дороже ЧЕЛОВЕКА в этом мире!». Выйдя в декрет, приехала в отпуск в Кляуш, где и остались жить с Ришатом. Одна за другой родились три дочери. Приходит на память, как и после выхода на заслуженный отдых отец собирал ветеранов деревни и ходил в Кляушское лесничество сажать саженцы (они уже давно выросли!), собирать веники, каждый год в Питрау ездил всей семьей в Чупаево, присаживался отдохнуть на родном подворье, вспомнить былое; как мать, инвалид первой группы, 20 лет проходившая на костылях, шесть лет прикованная к постели, а затем ослепшая, но до последней своей минуты искренне верившая в хорошее будущее, так любила жизнь, внуков; после рождения правнука Самира на радостях взявшая его на руки и подарившая ему 20 тысяч рублей… Какой они являли пример силы воли и силы духа… Кого из жителей Чупаево ни возьми – все такие!

Глаза, лица, отражение в зеркале…

Маргарита Сергеевна положила передо мной рисунок, заложенный в книгу без обложки. Картина под названием «Мы из Чупаева. Ветераны колхоза «Коммунар». Заговорила, показывая пальцем на персонажей: «Слева дед в белой рубашке – дядя Петра Садофьевича – Игнатий Семенов, рядом – его жена Матрена, та, что сзади в платке – его сестра Ирина, русоволосый дед – Александр Мосолов, его жена Фоня, сын Нифантий, самый крайний – Климентий Фифанов, в шапке – Гавриил Диев… (Обратите внимание на их имена). Еще Глухерья, Секлетинья, Лаврентий, Домна, Исидора, Руфина… Вот, вспомнила: у деда Пахома был яблоневый сад и злая собака. Вся деревенская детвора лазила воровать эти яблоки…».

А я не могу оторвать глаз от картины. Вот где оно, воспевание неустанного труженика, селянина, народная душа, характер, непередаваемые портреты! Автор картины – народный художник Удмуртской АССР, заслуженный художник РСФСР Петр Садофьевич Семенов родился в 1934 году в этой деревне, всю жизнь очень часто ее навещал. Я зашла в интернет, ознакомилась с его творчеством, стала читать воспоминания и окунулась в это с головой. Поразительны успехи чупаевского паренька, родившегося в «рубашке» семимесячным: по окончании Казанского художественного училища, Харьковского государственного института искусств много лет преподавал в Удмуртии, в институте искусств и дизайна. Стал членом Союза художников РФ, членом-корреспондентом Международной академии славянской культуры, искусств и образования, лауреатом государственной премии УАССР… Поняла, что должна подготовить отдельную статью об этом видном земляке, известном на весь мир, посланнике мира и добра.

«Последние из могикан»

А переселившиеся из деревни самыми последними Пелагия и Денис Захаровы сегодня живут в селе Кляуш. «Сначала дети забрали в город разменявших девятый десяток Елену Мосолову, Руфину Медведеву, ветерана Великой Отечественной войны Ивана Диева. 21 сентября 2014 года переехала Татьяна Шайхетдинова, которая каждый день с четырьмя детьми ходила в Кляушскую школу, держала десятки овец, лошадей, занималась фермерством, вместе со своим Маннуром оказывала социальные услуги жившим в то время в деревне бабушкам, а сейчас работает в Мамадыше в социальном приюте «Надежда». А мой старик до 28 ноября еще жил один в Чупаеве», - говорит тетя Пелагия. «От одной деревни до другой – 3800 метров. Сам мерил во время работы бригадиром. Не будь ноги больные, каждый день ходил бы туда. Чупаево стало жертвой эпохи Ельцина. Только бы мародеры, облюбовавшие деревню, не посягнули на памятник!» – беспокоится 77-летний патриот родного края. Ясно как день, что эта старательная семья, привыкшая сама о себе заботиться и обеспечивать, которая держит и сегодня двух коров, овец, домашнюю птицу (вырастит даже «осенних» цыплят, украдкой выведенных курами!), занесла в сени часть осеннего урожая, выращенного в огороде, разложила аккуратно в виде товара из выстроенных тыкв, сплетенного лука, ящиков свеклы, моркови, что впору и магазин открыть, никогда не опустит руки, не допустит бреши в своей жизни.

На месте деревни – памятник

Следующих по полевой дороге между деревнями Кляуш и Чупаево на въезде в место, где прежде находился населенный пункт, кипела жизнь на склоне горы встречает памятник-часовня. Его соорудили люди, жившие в этой деревне или выходцы из этого края. Инициатор идеи – Павел Диев (живет в Ижевске). Строительные работы выполнили Виктор и Сергей Медведевы, Ришат Фасхутдинов. Несколько земляков помогли деньгами. На памятнике – 42 фамилии. Деревня прекратила существование, но люди, вышедшие из этого края, не забывают родных подворий, сюда не зарастает тропа. Каждый год в середине лета организуют праздник Питрау…

 О каждом из человечных, доверчивых, искренних, работящих, мастеровых чупаевцев можно написать целый роман… Человек уходит, песня остается...

История деревни Чупаево (Чупай)

Деревня в Мамадышском районе, на правом притоке реки Юкачи, в 38 км к северу от города Мамадыш. На 2010 год - 11 жителей (по переписи 2002, русских - 50%, татар - 50%). Основана в конце 17 века татарами, крестившимися в середине 18 века в православную веру. Около 1795 года здесь поселились русские крестьяне (старообрядцы) из сел Красная Горка и Отарка Мамадышского уезда, Чекурча Казанского уезда. До середины 1930-х гг. в официальных источниках упоминается под названием Отар-Илга. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 века здесь функционировали церковно-приходская школа (открыта в 1885 году), мельница, крупообдирка, мелочная лавка. В этот период земельный надел сельской общины составлял 671,6 десятины.

До 1920 года деревня входила в Лыябаш-Кляушскую волость Мамадышского уезда Казанской губернии. С 1920 года – в составе Мамадышского кантона Татарской АССР. С 1930 года в Таканышском, с 1932 года в Кукморском, с  1935 года в Таканышском, с  1963 года в Мамадышском районах. Число жителей: в 1782 году - 23 души мужского пола, в 1859 году - 242, в 1897 году - 458, в 1908 году - 452, в 1926 году - 528, в 1958 году - 274, в 1979 году - 124, в 1989 году - 30, в 2002 году - 18 человек.

 

Фото автора.

Алсу Дияр

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Галерея

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев