От «Yesterday» до Кембриджа: История учителя с 30-летним стажем работы
О выборе профессии, миссии педагога и о том, почему Google Translate не заменит живой речи в беседе с преподавателем английского языка городской школы № 4 Эльвирой Каримуллиной.
Школа, которая стала судьбой
Её путь в профессию начался в стенах, которые сама она называет «одними из самых сильных в республике» — в Ишкеевской средней школе. Сильный руководитель, блестящий коллектив, библиотека, где школьники «пропадали все перемены», и — ключевая фигура — классный руководитель Мансур Мунавирович. «Идеал классного руководителя», который вместе с ними ставил концерты, ходил в походы и... преподавал историю и английский в редком даже для городов лингафонном кабинете.
Родители видели её бухгалтером, но она, получив аттестат с отличием, побежала устраиваться в школу вожатой. Это был вызов. Доказательство маме и самой себе: её призвание — школа. Выбор английского был предопределён той самой особой атмосферой, что царила на уроках..
Первый урок: Паника и песня The Beatles
«Было страшно, если честно, охватила какая-то паника». Так она вспоминает свой первый урок в Кемеш-Кульской школе. Пятый класс. Молодая учительница и сельские дети, у многих из которых бытовало убеждение: «Зачем нам язык, мы же в Англию не поедем».
И она запела. Песню «Yesterday» The Beatles. Пропела первый куплет и спросила: «Вы тоже хотите петь на английском?» Дети, конечно же, ответили «да, да, хотим!». «Ну, значит, будем учить английский язык». Больше всего она боялась, как её примут и как донесёт красоту языка до тех, кто в нём не видел необходимости. Но всё прошло хорошо. «Полет продолжается вот уже 30 с гаком».
Миссия: Не отличник, а человек
За эти 30 лет понимание профессии для Эльвиры Фаязовны не изменилось. Учитель — это прежде всего профессионал, который должен не только знать, но и любить свой предмет, «уметь доводить его до ученика», чтобы тот сам захотел искать источники и узнавать больше.
Но главная миссия — глубже. «Важнее всего наряду с подачей знаний всё-таки воспитать ребёнка так, чтобы он нашёл себя в этой жизни». Она с особой радостью говорит о тех учениках, которых когда-то считали «безнадёжными», а теперь они стали успешными людьми.
Битва с грамматикой и Google Translate
Самые сложные преграды для русскоязычных учеников — английская грамматика с её многочисленными временами и артикли, которых в русском нет. Эльвира Фаязовна «борется» с этим визуальными схемами, временными линиями и постоянной практикой.
Но есть и современный вызов — Google Translate. Учитель вспоминает, как у неё был ученик-борец, уверенный, что на международных соревнованиях ему хватит личного переводчика. Как мотивировать таких? Эльвира Фаязовна приводит доводы:
• Кино и музыка: Пока ищешь перевод, фильм закончится, а красоту песни не прочувствовать.
• Живое общение: Задать вопрос через переводчик можно, но ответ-то придётся понимать на слух.
• Карьера: Для хорошей должности в компаниях с иностранными партнёрами одного гаджета недостаточно.
А на уроках она использует простое, но гениальное оружие против соблазна списать. «Я сажаю ученика перед собой, и мы вместе разбираем текст».
Стажировка в Кембридже: Уроки доброжелательности
В 2012 году ей посчастливилось пройти стажировку в Кембридже. Это был прорыв и в методике, и в понимании языка. Она жила в англоязычной семье, которая окунула её в языковую среду. Эльвира Каримуллина с удивлением обнаружила, насколько доброжелательны и открыты к помощи люди на улицах.
Её поразило и «отношение к учителям» — как общества, так и государства. А главное — «установка на успех». Когда она просила исправить свои ошибки, ей отвечали: «No, у вас всё отлично». Она привезла из Англии не только новые слова, но и новую методику: живое общение, постоянное движение и разговорная практика.
Звёзды, которые зажигаются дома
Истории успеха её учеников — лучшее подтверждение её педагогической философии. Среди учеников есть призёры республиканских олимпиад — Регина Нуриева, Юлия Мичурина (поступила в РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге), Алия Гайфутинова, (поступила в московский РЭУ им.Плеханова), Азалия Мустафина... Многие из выпускников, сдавшие ЕГЭ по английскому, поступили в вузы на связанные с языком направления. «Я благодарна каждой из своих учениц... Когда шла подготовка к олимпиадам, подготовка к экзаменам, я тоже вместе с ними развивалась».
Совет молодым: Любите, учитесь и не стесняйтесь
Её совет начинающим учителям лишён пафоса, но наполнен смыслом, выверенным тридцатилетней практикой: «Любите свой предмет, сделайте его увлекательным для учеников, не стесняйтесь просить совета у опытных учителей, растите профессионально, любите своих учеников и выстраивайте продуктивные отношения с ними».

Это та самая формула, которая когда-то заставила её спеть «Yesterday» на первом уроке в сельской школе и которая до сих пор помогает ей верить в своих учеников, давая им «второй шанс на исправление» — и в английском, и в жизни.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев