Нократ

Мамадышский район

18+
Рус Тат
Общество.

Мамадышская обитель: Истории спасения и потерь

В социальном приюте «Надежда» сегодня живут 24 ребенка — от трёхлетнего малыша до семнадцатилетнего подростка. Они попали сюда по разным причинам: кто-то был оставлен, кто-то сбежал из дома, кто-то потерял попечение родителей. Но за этими официальными формулировками — «безнадзорность», «неблагополучные условия» — скрывается одна общая боль: травма лишенного детства.

Каждый из них отчаянно нуждается в том, чтобы его наконец увидели, услышали и подарили ему чувство безопасности и безусловной любви. За более чем 20 лет через «Надежду» прошли около двух тысяч детских судеб. Кто-то из этих детей, уже повзрослев, создал свою семью, кого-то, к великому сожалению, уже нет в живых. Кто-то смог вернуться к образумившимся родителям, а кто-то обрёл новую семью под опекой. Но есть и те, кто до сих пор живёт в неопределённости, не зная, что ждёт их завтра. Их истории лучшее тому доказательства. (Имена некоторых героев изменены. прим.автора)

 «Я больше сюда никогда не вернусь!»

Так, громко и уверенно, заявил один из воспитанников, покидая стены приюта и уезжая домой, в Соколки. Вместе с братьями он провёл здесь несколько месяцев. Столько времени понадобилось для того, чтобы мама восстановилась в правах и создала для сыновей достойные условия жизни. Но мальчики этого не понимали. Всё пребывание в приюте они воспринимали как несправедливое наказание. Им было обидно и больно жить вдали от родного дома, и они не могли осознать, в чем же они провинились, за что их разлучили с матерью. Ведь они её так любили. А она — их. Пусть и забывала порой, что маленькие дети требуют неустанной заботы и внимания... Но они чувствовали её любовь. Какой бы ни была мама — она была их самым дорогим и любимым человеком.

Три месяца разлуки стали временем серьёзных перемен. Потеряв детей, женщина наконец увидела со стороны, во что превратилась её жизнь. Она спохватилась, взялась за ум, полностью пересмотрела свой быт и мировоззрение. Позже она сама призналась, что эта трудная ситуация стала для неё самым главным уроком. Кто знает, как низко она могла бы пасть, если бы не тот самый день, когда опека забрала детей в приют.
А этот мальчишка, что клятвенно уверял, будто никогда сюда не вернётся... всё же перешагнул этот порог вновь. Но на этот раз — сильным и счастливым взрослым человеком. Он пришёл, чтобы сказать «спасибо» женщинам, которые когда-то на время заменили им мать. И признаться, что лишь с годами к нему пришло понимание: благодаря тому тяжёлому опыту, они, в конечном счете, обрели крепкую счастливую семью. 

Когда рухнул порочный круг

В мамадышской семье, где росли трое несовершеннолетних детей, царила настоящая безысходность. Родители пили, не работали и совершенно не занимались воспитанием своих чад. Жили они в старом, покосившемся доме, а из-за отсутствия денег не могли создать элементарных бытовых условий для детей. Отчаяние и беспросветность лишь сильнее затягивали их в порочный круг, и бутылка становилась единственным, пусть и ложным, спасением.
Детей из этой семьи несколько раз забирали в приют. Каждое возвращение в приют становилось для них передышкой и терапией, где по крупицам восстанавливали их здоровье и доверие к миру. Каждый раз родители, чтобы вернуть их обратно к себе, обещали исправиться, но, едва дети переступали порог дома, всё шло по-старому. И детей снова увозили. После очередного возвращения дети плакали, но уже не от страха, а от обиды. Обиды на родителей, которые не сдержали свое слово. 

Перелом наступил, когда оба супруга нашли работу на заводе в ОЭЗ «Алабуга». Стабильная и высокая зарплата в корне изменила их жизнь. У них появилась цель, уверенность в завтрашнем дне и гордость за собственный труд. Они навсегда оставили пагубную привычку. На заработанные деньги семья сделала капитальный ремонт в доме — частично отстроили заново, купили хорошую машину и смогли обеспечить детям достойную жизнь. Они ощутили новый вкус жизни и поняли, как много в ней прекрасного, когда нет места алкоголю и тунеядству.

Любовь, победившая боль

Их пути сошлись в месте, которое редко ассоциируется со счастьем — в стенах социального приюта. Наташа попала сюда замкнутой девочкой, которая разучилась доверять взрослым после жизни с вечно пьяной матерью. Сергея забрали из семьи, где единственной мерой «воспитания» были унижения.
В приюте они увидели другую реальность: взрослые здесь не кричали и не били, а разговаривали и поддерживали. А стабильность и четкий распорядок дня — завтрак, учеба, прогулки, кружки, ужин — впервые в жизни дали им чувство защищенности и нужности. Со временем, находя друг в друге опору и понимание, они сдружились. А повзрослев, создали собственную семью.

Сегодня у них двое своих детей, и они построили свой дом — полную противоположность тому, в котором выросли сами. «Приют не заменил нам родителей, — признается Наталья. — Но он показал пример, какими они должны быть. Мы поняли, что главное — это любовь, которую дети должны чувствовать каждый день. Приют стал для нас трамплином, который позволил оттолкнуться от больного прошлого и совершить прыжок в счастливое, осознанное будущее».

Точка невозврата 

Антона устроили в приют, когда родная бабушка оказалась полностью бессильной перед его растущей агрессией. Бабушка растила его одна. Дочь оставила ей сына и исчезла, а об отце мальчика никто и не вспоминал. Какое-то время бабушкиной любви хватало, но с годами Антон стал чужим и жестоким. Подростковый эгоцентризм, эксперименты с алкоголем и уличные «авторитеты» быстро вытеснили из его сердца и без того хрупкое тепло домашнего очага.
Он начал кричать на пожилую женщину, игнорировать ее замечания и советы, издеваться над её беспомощностью, презирать её заботу. Окружающие, не находя других объяснений, лишь разводили руками: «Видно, в отца пошел», - хотя никто этого отца даже не знал. Опека забрала его в приют. Но стены казались ему клеткой. Он рвался на волю, снова и снова пытаясь сбежать обратно в свой опасный, но манящий мир «беспредела». Его переводили из одного учреждения в другое, но нигде он не находил покоя, его душа уже принадлежала улице. Позже стало известно, что Антона осудили на реальный срок с отбыванием в колонии строгого режима.

Мечты в «Надежде»

Максим и Диана — новые воспитанники приюта «Надежда». Диана прибыла сюда более двух месяцев назад, Максим — две недели. Оба 15-летних подростка быстро освоились в новом коллективе, адаптировались в школе и нашли новых друзей.
Внешне они ничем не отличаются от обычных детей. Единственное, что их выдает — это притаившаяся внутри боль, которую они стараются не показывать. Ребята открыты и общительны. Диана — младшая в семье, её старшие брат и сестра уже совершеннолетние. Максим же из многодетной семьи. приехал в приют с пятью сестрёнками. Их родители не справлялись с воспитанием, жили на редкие подработки, и дети часто пропускали школу и детский сад.
Максим — умный, эрудированный и не по годам самостоятельный парень. Несмотря на жизненные трудности, он сохранил любознательность и стойкость. Его аналитический ум и ответственность вызывают уважение не только у сверстников, но и у взрослых. Он хорошо учится, особенно ему нравятся точные науки, а в будущем он хочет стать учителем географии. Он признаётся, что в прежней жизни у него не было возможности иметь хобби — приходилось решать бытовые проблемы, зачастую вместо родителей. Теперь у него появился шанс. В приюте детям созданы комфортные условия: пятиразовое питание, уютные комнаты, новая одежда, медицинское обслуживание, их возят на кружки. Особенно Максиму понравилось в «Квантуме», где он увлёкся лазерными технологиями.

На вопрос о мечтах он отвечает по-взрослому практично: большой дом, машина, счёт в банке, хорошее образование. А для родителей он хочет приобрести комфортную квартиру, чтобы его сестрёнки наконец-то жили в тепле и уюте.
Диана мечтает открыть своё дело — стать парикмахером или стилистом. А ещё она твёрдо знает, что хочет отучиться на водительские права. «Чтобы быть самостоятельной и ни от кого не зависеть», — говорит она. Сейчас Диана открыто делится своими планами. Но по приезде в приют ей было тяжело: девочка плакала, закатывала истерики и наотрез отказывалась мириться с новой жизнью в этих стенах.

Сегодня она легко находит общий язык со всеми, с удовольствием нянчится с младшими, утешает их и помогает воспитателям. И у неё есть особая, очень личная цель: когда станет взрослой и встанет на ноги, она мечтает вернуться в «Надежду» — но уже в роли воспитателя, чтобы помогать таким же детям, как она сама.

Но на вопрос о самом сокровенном желании 15-летняя Диана ответила не сразу. На её глазах навернулись слёзы: «Хочу к маме. Хочу, чтобы мама перестала пить, и чтобы мы наладили отношения со старшей сестрой».
Такие вот взрослые мысли и горькие слёзы, пронзительные желания и твёрдые планы на будущее у этих детей. Хочется верить, что всё у них обязательно сбудется.

Разные судьбы, общая боль
Приют не в силах стереть боль прошлого. Но для двух тысяч детских судеб он стал тем местом, где впервые показали, что такое стабильность, забота и безусловное принятие. Для кого-то приют стал трамплином в счастливую жизнь, для кого-то — уроком, изменившим родителей, для кого-то — шансом обрести мечту. Увы, он не всесилен, и не каждого удается удержать от падения. Но пока в его стенах живут такие дети, как Максим и Диана, и пока сюда возвращаются повзрослевшие воспитанники, чтобы сказать «спасибо», «Надежда» продолжает свою бесконечно важную работу — быть маяком и надеждой в бушующем море сиротства и невзгод.
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Оставляйте реакции

0

0

1

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев