Нократ

Мамадышский район

18+
Рус Тат
Общество.

Мамадыш – владение Казанского ханства К 530-летию поселения Мамадыш

В данной статье мы обратимся к позднесредневековой истории Мамадыша. К разным периодам истории города прямо или косвенно обращались многие историки, исследователи и краеведы.

В основном их работы посвящены монастырскому периоду истории села Троицкого Мамадыша тож Свияжского Богородицкого Успенского монастыря. В силу поставленных задач в этих работах, а также слабой доступности архивных документов, вопрос существования населенного пункта в период Казанского ханства оставался малоизученным. Результат, к которому подошли дореволюционные исследователи: «поселение основал некий татарин служилый князь по имени Мамадыш». Весь оставшийся XX век уровень знаний оставался прежним. Нужно отметить, что события, связанные с периодом Казанского ханства, нашли своё отражение в документах XV-XVII веков.

В период 1495-1551 гг. сельцо Мамадыш являлось центром Мамадышской волости в составе Чувашской дороги Казанского ханства. Волость принадлежала казанскому князю Мамышу Жеребцову сыну Кострову ок.1475 – ок.1551 гг. В источниках он упоминается, как: «князь Мамыш с сыном», «князь Момаш», «помещик Мамыш Жеребцов сын Костров», «Мамадышоу бин». В зависимости от места записи имя этого человека варьировалось по диалектам.

В правление хана МухаммедАмина Казанское ханство фактически находилось под московским протекторатом и проводило единую с Москвой внешнюю политику, в частности, воевало против Большой Орды в 1493 году.

Многие татарские князья, мурзы Казанского ханства переходили на русскую службу. Причиной тому были как внутриполитические ссоры, нестабильная политическая обстановка в Казанском ханстве, подогреваемые внешнеполитическими силами, так и политика Русского государства по привлечению татарской аристократии на русскую службу. При переходе на русскую службу владения сохранялись за князьями.

Выходец из ногайских мурз князь Мамыш при Великом князе Иване III Васильевиче перешел на русскую службу, сохранив титул «князь» и свои владения в разных местах, в том числе Мамадышскую волость. Был испомещен в деревне Черет Михайловского погоста Деревской пятины Великого Новгорода. За ним в поместье записана волостка из 9 деревень. Земельные владения располагались и в Казанском и в Касимовском царствах.

Некоторые владения князя Мамыша периода Казанского ханства расположены в современной республике Татарстан: деревня Исенгили Ногайской дороги (с. Сингели, Лаишевский р-н), починок Мамадышево-деревня Мамышева Арской дороги (в районе с. Старое Чурилино, Арский р-н), починок Мамадыш Чувашской дороги (г. Мамадыш, Мамадышский р-н).

Из содержания письменных источников следует, что казанский князь Мамыш Костров (Хөсрәү бәк) не был рядовым служилым князем Казанского ханства, а входил в состав высшей знати государства. Он был настолько знатен и именит, что в документах часто стоит только имя, иногда с титулом князь или казанский князь. Фамильное прозвание «Хосров» (Хөсрәү) персидского (иранского) происхождения и в переводе буквально означает «знатный, именитый» («данлы, шөһрәтле»). Об этом же прямо говорит написание имени «Мамадышоу бин» с компонентом «бин», что означает сын в арабском языке.

Формы записи личного имени Мамадыш: «Мамадышоу», «Мамодышов», «Мамадышов», «Мамадышев». В арабском языке буква و) вав) обозначает звук, который в международной фонетической транскрипции передаётся, как [w]. Этот звук не имеет прямого аналога в русском языке, но его можно описать, как сочетание звуков [у] и [в].

Диалектные варианты имени Мухаметиш тюркско-татарского происхождения: Мамадыш (Мамадышев), Мамаш (Мамашев), Мамыш (Мамышев). Показателен пример населенного пункта Арской дороги Казанского ханства, в ранней истории которого приведены все три варианта: починок Мамадышево-пустошь Мамашева-деревня Мамышева.

Частичнослитное словосочетание в ввозной грамоте «Мамадышо убинапашенные», читается следующим образом: «что к той пустоши было изстари по тяглу, Мамадышоу бин. А пашенные земли десять четьи в поле, а дву по тому ж, да перелогу и зарослей и дубров пашенных сорок девять четьи с третником в поле, а дву по тому же, сена по Вятке реке и за Вяткою по дубняку шестьсот копен». Второе предложение в жалованных грамотах 1606 и 1621 гг. начинается аналогично «А пашенные…».

Статус князя Мамыша в Казанском ханстве подтверждается значительными земельными угодьями: 59 четвертей с третником паши да в дву потому ж и примерно 600 копен сена в починке Мамадыш, 20 четвертей паши да в дву потому ж и 550 копен сена в деревне Исенгили, 18 четвертей паши да в дву потому ж и 200 копен сена в деревне Мамышева. Итого 97 четвертей паши с третником да в дву потому ж и 1350 копен сена.

Служилые высшего разряда имели по 100 и более четвертей пашенной земли в одном поле. К этой группе феодалов, по материалам писцовой книги, относятся 12 человек. Отличительной особенностью этой группы служилых татар являлись большие поместные, а иногда и вотчинные, пожалования и право владения крестьянскими дворами.

Его положение в правящей элите Казанского ханства перешло по наследству к сыну-казанскому князю Кострову. Такой вывод сделан на основе анализа состава посольств Казанского ханства при подписании Русско-Казанских мирных договоров 1529 г. и 1551 г. Казанский князь Костров, как и его отец - казанский князь Мамыш, был испомещен в одной из пятин Великого Новгорода.

В период Казанского ханства владение Мамадыш представляло обширную область по реке Вятке, протяженностью от реки Камы до реки Шии. В её состав входили следующие угодья: «луги и с сеножатвы и с лесы и з бортными ухожей в реке Вятке с рыбными ловлями и з заводями и с озерки и з бобровыми гоны и со всякими угодьми, что к той пустоши было изстари по тяглу, Мамадышоу бин. А пашенные земли десять четьи в поле, а дву по тому ж, да перелогу и зарослей и дубров пашенных сорок девять // (л. 2) четьи с третником в поле, а дву по тому же, сена по Вятке реке и за Вяткою по дубняку шестьсот копен».

Представление о пространственной организации населенных пунктов волости периода Казанского ханства можно получить из межевого описания 1607 г. Так в центре владения находилась сельцо Мамадыш с 1/6 всей пашни. На севере латифундии существовали поселения Малмыжка, «Яковка», «Гремячка»: «направе к Вятке реке земля и река Вятка со всякими угодьи монастырские пустоши Мамадыша». На юге находились поселения «Безсониха», «Мамыловка»: «по гранем к реке Каме, повыше анзирских озерок … направе луги и озерка монастырские пустоши Мамадыша». На долю этих пустошей приходится: «да перелогу и зарослей и дубров пашенных сорок девять четьи с третником в поле, а дву по тому же». Что составляет 5/6 всей пашни, на каждый населенный пункт приходится примерно по 10 четвертей пашни, в дву по тому же. Все эти поселения изстари тянули к сельцу Мамадыш. Превращение населенных пунктов в пустоши происходило постепенно, начиная с Казанской войны 1552 г. до начала XVII века. О военных действиях на побережной стороне сохранилось много упоминаний в летописях и литературе.

После взятия в 1552 году Казани Иваном IV Васильевичем земли Казанского ханства вошли в состав Русского государства. В 1557 году эти владения поступили в поместный фонд для раздачи и были перераспределены в пользу новых помещиков и вотчинников: сначала ясачному чувашенину Еналею Кутлогозину, затем служилому татарину Кайбуле Карамышеву (Исенгили, 1563), новокрещёну Денису Карамышеву (Мамадышево-Мамышева, 1591), Свияжскому Богородицкому монастырю (Мамадыш, 1605).

Во второй половине XVI века Мамадышево владение запустело, осталось без помещика, часть пашни 49 четвертей да в дву потому ж не обрабатывалась, постепенно превращалось в пустошь. В сельце находились усадище-старый нежилой двор помещика да починок-дворы старожильцов. Старожильцы продолжали обрабатывать землю 10 четвертей да в дву потому ж.

Хотелось бы отметить, что пустошь Среднего Поволжья не следует отождествлять с пустошами, возникшими в конце XVI-первой половине XVII в. в центральных уездах государства, где они были вызваны чаще всего хозяйственноэкономическими, а не социальнополитическими причинами.

3 июля 1613 г. боярин и воевода князь Воротынской И.М. выдал ввозную грамоту новому владельцу вотчины архимандриту Свияжского Богородицкого монастыря Корнилию с братией.

В ней написано, что отдел и межевание земельных угодий монастырской пустоши-починка Мамадыш проводил в 1607 г. чиновник поместного стола Приказа Казанского дворца Богдан Брехов сын Онучин. Тутошние крестьянестарожильцы (старинные местные жители) показывали границы владения чиновнику. Ввозная грамота их упоминает 4 раза.

В ввозной грамоте указаны два периода существования поселения Мамадыш. Временные отрезки: «было изстари по тяглу, Мамадышоу бин» и «что к той пустоши». В оба периода поселение Мамадыш существовало, в нем жили люди, об этом нам сообщает документ.

Судьба князя Мамыша иллюстрирует судьбу многих российских князей татарского происхождения, которые интегрировались в систему российского служилого сословия, чьи владения после смерти становились частью государственной собственности и перераспределялись в пользу новых помещиков и вотчинников.

Подводя итог беглому освещению истории крупного земельного владения с сельцом Мамадыш, отнюдь не претендующему на полноту и исчерпанность, следует отметить, что в статье показана непрерывность существования поселения Мамадыш с конца XV века до начала XVII века, уточнена пространственная организация Мамадышской волости, установлена личность владельца поместья-казанского князя Мамыша Жеребцова сына Кострова, жившего в период Казанского ханства.

Публикацию подготовили: Лесников В.В., Потеряхин Е.В

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Оставляйте реакции

4

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев