Как в Татарстане помогают детям мигрантов адаптироваться в школе
Более 80% детей иностранных граждан успешно проходят тестирование для поступления в школы РТ. Как в республике выстраивают систему поддержки — в обзоре.
В Татарстане успешно реализуется комплексный подход к интеграции детей мигрантов в школьную среду. Ключевым элементом этой системы является обязательное тестирование по русскому языку, введенное на федеральном уровне в 2025 году. Благодаря многолетнему опыту республика смогла быстро адаптироваться к новым требованиям.
Тестирование по русскому языку: первые результаты в Татарстане
Согласно новым правилам, зачисление в школу детей иностранных граждан происходит после проверки документов и сдачи языкового теста. В Татарстане такую проверку прошли 524 ребенка, из которых 82% успешно справились с заданиями.
«Высокий процент успеха объясняется тем, что многие дети уже давно живут в России и общаются на русском языке. Часть из них посещала детские сады республики, что помогло им погрузиться в языковую среду», — комментирует Рамис Музипов, заместитель министра образования и науки РТ.
Тестирование проводится ежемесячно по заданиям, разработанным Рособрнадзором для разных возрастных групп.
Поддержка и ускоренное обучение для детей мигрантов
Для тех, кто не прошел тест с первого раза, предусмотрена возможность повторной попытки через три месяца. На этот период в республике организована дополнительная поддержка.
- Спецкурсы в школах: Ускоренная программа на 72 часа доступна в 54 образовательных учреждениях РТ. На сегодняшний день ее посещают 54 ребенка.
- Альтернативные форматы: Для 17 детей организовано самостоятельное изучение с консультациями педагогов. Дополнительные занятия проходят в домах дружбы народов Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска и Альметьевска.
- Апробированные методики: В основе обучения — республиканские программы, созданные экспертами на основе многолетней практики и демонстрационных версий тестов.
Индивидуальный подход как залог успешной адаптации
Важно отметить, что работа с детьми-иностранцами в Татарстане ведется не первый год. Диагностика уровня знаний и выстраивание индивидуальной образовательной траектории практиковались и до изменения закона.
«Наша задача — сделать интеграцию ребенка в новый социум максимально мягкой и незаметной. С учетом диагностики для каждого ученика составляется план по восполнению языковых пробелов», — отмечает Музипов.
Формат занятий варьируется в зависимости от количества детей-мигрантов в школе:
- Групповые занятия эффективны в школах с большим числом иностранных учащихся (например, в казанской школе №51, где учатся представители 15 национальностей).
- Индивидуальные консультации идеально подходят для учреждений, где таких детей один-два в разных классах.
Опыт показывает, что даже одного дополнительного часа в неделю достаточно для значительного прогресса в освоении языка за три месяца.
Помимо учебной помощи, детей активно вовлекают во внеклассную деятельность: кружки, секции и общешкольные мероприятия. Педагоги также работают с родителями, консультируя их по вопросам воспитания, профориентации и досуга детей. Такой комплексный подход позволяет обеспечить не только языковую, но и социально-культурную адаптацию.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев