История Гульназ Каюмовой, которая дарит людям заботу
8 июня – День социального работника. Это праздник людей с доброй душой, которые, прислушиваясь к чаяниям других, стараются помочь им, как могут.
Эта профессия сложная и многогранная: социальные работники не только обслуживают одиноких пожилых людей, инвалидов, чьи дети живут далеко, но и делят с ними их радости и горести, становясь для них психологами и верными друзьями. Одним словом, социальными работниками могут быть только люди с большим сердцем. Гульназ Каюмова – одна из них.
– Гульназ Габделхаковна, когда вы начали работать социальным работником?
– В этой сфере я с 2006 года. До этого работала фельдшером в нашем сельском ФАПе. Когда дети были маленькими, поняла, что работа фельдшера слишком тяжела, и стала искать другую профессию. Узнала, что есть специальность «социальная медсестра», и пошла в районный отдел социальной защиты, чтобы узнать подробнее. Там мне сказали, что такая ставка есть только в городе, и предложили профессию социального работника, объяснив условия работы. Я согласилась, понимая, что в деревне много людей, нуждающихся в помощи.
– Сколько человек вам поручили в самом начале?
– Сначала я ходила к 3–4 пожилым людям. Одинокие сельчане с радостью приняли эту новость. Тогда порядки были другими, документация не такая сложная. График работы был гибким: приходила к бабушкам, когда им было нужно. Для меня, с маленькими детьми, это было очень удобно. Сейчас в селе Средние Кирмени я обслуживаю 8 человек. Современные правила изменились. В зависимости от состояния и потребностей человека определяется степень ухода. Например, к людям 3-й степени нужно ходить каждый день – их нельзя оставлять одних. Степень нуждаемости определяют специалисты, они же указывают, сколько часов и какие услуги должны быть оказаны. Конечно, я не ограничиваюсь назначенным временем – всегда говорю: «Если что-то случится, звоните сразу».
У некоторых подопечных дети живут в городах и не могут быстро приехать. То воды нет, то ещё что-то. Телефон всегда со мной, а так как я за рулём, могу быстро приехать – не жду «рабочего часа».
– То есть у вас есть определённый график?
– Да, сейчас он строго контролируется. Раньше мы работали с планшетами, потом их отменили, но с июня сказали, что снова будем ими пользоваться. В планшете есть GPS-навигатор – видно, где ты находишься. Для каждого человека прописано, какие услуги и сколько времени должны быть оказаны. Всё фиксируется в планшете.
Мой рабочий день длится до 18:00. Выходные – суббота и воскресенье. Но если кому-то из подопечных нужна помощь, я прихожу и в эти дни – их же нельзя бросать.
– По образованию вы – фельдшер. Это удобно, когда вашим подопечным нужна медицинская помощь?
– Мы не имеем права оказывать медицинскую помощь. Если нужно, вызываем фельдшера. Можем только оказать первую помощь. Для нас регулярно проводятся обучающие курсы, где напоминают о наших обязанностях. В этом году в феврале я прошла такое обучение.
– Если вам нужно уехать на учёбу или по другим делам, кто присматривает за подопечными?
– В таких случаях заранее предупреждаем. Если я уезжаю, их навещают дети или родственники. Либо, если человека нужно отвезти в больницу или другое место, мы договариваемся. Так же и в отпуске. Обычно отпуск беру летом – когда дети бабушек и дедушек приезжают в гости. В нашем селе сейчас два социальных работника, мы можем подменять друг друга.
– Какие сложности есть в вашей работе?
– Для меня их нет. Я уже привыкла – в следующем году будет 20 лет, как работаю. Если думать, что тяжело, то и работать не будешь. Не понимаю людей, которые ноют: «Ох, как трудно!» Если тяжело, можно найти другую работу. Конечно, у пожилых бывают разные настроения. Они могут расстраиваться. Если вдуматься, работа действительно непростая. Есть лежачие больные – нужно ухаживать, кормить. Главное – профессия социального работника не для всех. Бывают капризные люди, важно находить общий язык.
– Какими качествами должен обладать социальный работник?
– Во-первых, должно быть желание помогать. Иногда я думаю: наверное, я и раньше была такой – всегда стремилась помочь. Не могу оставаться равнодушной к проблемам людей. Когда помогаешь, самому становится легче. Во-вторых, нужно быть терпеливым, выдержанным. Важно понимать, что раздражительность пожилых – это следствие возраста или болезни. Нужно уметь находить общий язык, правильно вести себя с людьми. На курсах нам всегда говорят: будьте пунктуальными, аккуратными, говорите мягко. Нужно уметь и готовить – если попросят еду, надо сделать хорошо. Для этого важно быть хорошей хозяйкой. Со временем мы становимся почти членами семьи. Родственники тоже поддерживают связь: «Мама не берёт трубку, зайди, проверь, пожалуйста». Социальный работник должен быть и хорошим психологом. Пожилые могут переживать по пустякам – нужно уметь их успокоить. Мы должны быть открытыми, приветливыми.
– Бывают моменты, когда вы жалеете о выбранной профессии?
– Ни разу не пожалела. Зарплата хорошая, люблю людей, люблю свою работу.
Беседовал Ильнур Юнусов.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев