Нократ

Мамадышский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество.

Дитя войны Зигангарей Хамизуллин: «До сих пор во рту вкус гнилого картофеля»

Зигангарей Хамизуллович Хамизуллин, отметивший в эти дни свой 95-летний юбилей, до сих пор помнит каждый момент, пережитый в годы войны.

Родился он в деревне Туркаш некогда Таканышского района (ныне входит в Кукморский район) в семье с пятью детьми. Были тяжелые времена, семья жила на грани выживания.  После четырех классов обучения в родной деревне, мальчик окончил семилетку в соседнем Нижнем Арбаше. Несмотря на военное время, обучение детей не прекращалось.
Незадолго до начала войны глава семьи поехал на Донбасс добывать уголь. Когда немецко-фашистские войска вторглись в страну, он не смог вернуться в родное село, оттуда его и забрали на фронт. Позднее в тех же краях старший сын Абдулгазиз окончил школу фабрично-заводского ученичества. На войну он также ушел оттуда. Семья увидела Хамизуллу лишь в год окончания Великой Отечественной войны. Он был несколько раз ранен. В последний раз, получив тяжелые ранения, был демобилизован. Умер в 1968 году в возрасте 72 лет.  Абдулгазиз же оказался в окружении, попал в плен к немецким фашистам. Ему пришлось испытать тяготы суровой жизни в разных лагерях. После освобождения нашими войсками в 1944 году вернулся в родное село. Волна репрессий, проведенных в отношении военнопленных в военное и послевоенное время, к счастью, обошли его стороной.

«Нас спасла природа» 
Трудности и лишения военных лет никого не обошли стороной. Мамы работали от темна до темна, чтобы их дети не голодали. И Зигангарею рано пришлось вступить во взрослую жизнь, работать, помогать матери.
- Вся тяжесть легла на плечи мамы.  Она трудилась от зари до зари. Мама бедная, работала в колхозе за «палку», воспитывала нас в невыносимо тяжелых условиях, голодная, холодная. Мы также не бездельничали. Смолоду пришлось хлебнуть лиха. Вспоминая лишения тех лет, я до сих пор трепещу. Мы, дети, наряду со взрослыми вспахивали землю деревянным лемехом, сеяли, жали кривым серпом, после уборки урожая “били” его цепом, обмолачивали. Всегда были голодные.

Помню, с младшей сестрой Санией вдвоем собирали полынь на полях. Из нее мама готовила суп. При приготовлении еды добавляли и кору липы, и жимолости. В годы войны от голодной смерти нас спасала природа, она давала пропитание. Кушали щавель, просвирняк, крапиву, борщевик, а весной ели лепешку из гнилого картофеля. Собирали черемуху. С нетерпением ждали весны и лета. Что касается картофеля, в нашей молодости он не гнил, как сегодняшний, внутри оставался совсем белым. Видимо, крахмала выходило больше. Весной, когда на колхозных полях снег весь таял, и стар, и млад выходили собирать оставшиеся от прошлого урожая картофелины. Вкус блинчиков, приготовленных из него, все еще ощущается во рту. Поражаюсь, как же мы выжили? Никогда не забуду, как в зимние лютые морозы в полуразвалившихся домах с соломенными крышами топили печь соломой (да и ее ведь не было, брали из фермы из-под скотины), голодали, страдали, мечтали о кусочке хлеба, - рассказывает публикации.

Судьба и его закинула в Донбасс
Зангарею тоже пришлось оказаться на Донбассе, где его отец и брат до войны работали в поте лица. В 1949 году был призван в армию, и именно в тех местах он выполнял свой долг перед Родиной. Служил сапером. Несмотря на то, что прошло более четырех лет, как утихли звуки взрывов, но герою публикации еще пришлось не раз слышать детонации. Так как на Донбассе практически на каждом шагу встречались неразорвавшиеся мины. Для их обезвреживания нашим военнослужащим приходилось проявить немало умения и мужества. К сожалению, были случаи, что люди подрывались и погибали. Во время службы в армии Зангарей Хамизуллин с сослуживцами ездил и в командировки на Западную Украину, в Карпатские горы.

 В тех краях мы всегда ходили при оружии, по несколько человек. Бандеровцы время от времени совершали свои коварные нападки: вплоть до середины пятидесятых годов они часто нападали на наших солдат, – рассказывает герой моей публикации.

Свой человек в Таканыше
После армии вся жизнь Зигангарея была связана с Таканышем. Трудовую деятельность начал в Таканышской МТС. Работал учетчиком, трактористом, возглавлял тракторную бригаду. Где бы ни трудился, он с удовольствием выполнял любую работу до выхода на заслуженный отдых. С супругой Рашидой поженились в 1950 году. К сожалению, их первая дочь, тяжело заболев, умерла. Родившиеся после нее сыновья Наиль, Рустам и Фарит никогда не давали повода родителям краснеть за них. Пятнадцать лет назад, в день Победы, 9 мая, Рашида скончалась.
- Спасибо моим детям и невесткам. Никогда не обижали и не сторонились меня. Очень благодарен им за уважение и почтение, которые они мне оказывают. Сегодня живу в семье сына Фарита. С его дочерью Фанией, хоть она и инвалид, мы стали неразлучными друзьями. Молю Всевышнего, чтобы те почести и доброта, которыми одаривают меня сыновья и невестки, вернулись им в жизни во сто и тысячекратном размере. Я не нарадуюсь своим восьми внукам и стольким же правнукам, – говорит Зигангарей Хамизуллин.
Он стал инициатором строительства мечети в Нижнем Таканыше. 23 года назад  исполнял обязанности имама-хатыйба в храме, построенном за четыре года. Сейчас пятничные молитвы ведет его сын Рустам.

 Жизнь прошла, у нас уже возраст преклонный. Так хочется, чтобы в мире прекратились войны, и в будущем чтобы их вообще не было. Желаю, чтобы на земле не было бедствий, чтобы несчастья обходили нашу страну стороной, чтобы жизнь всегда была прекрасной, – пожелал он на прощание.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: Дети войны