Нократ

Мамадышский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество-non-RSS

«Мы не знали про бизнес и были одинаково одеты…»

Середина 60- х. Как сегодня помню свой первый день, самый первый в школе. Белый фартучек, белый бантик. Вокруг празднично, играет музыка, все вокруг красиво и таинственно. Что это такое - школа? Собрались у нового здания. Мы не были первыми - школу построили года два назад. Раньше здесь находился храм, он...

Середина 60- х. Как сегодня помню свой первый день, самый первый в школе. Белый фартучек, белый бантик. Вокруг празднично, играет музыка, все вокруг красиво и таинственно. Что это такое - школа?

Собрались у нового здания. Мы не были первыми - школу построили года два назад. Раньше здесь находился храм, он был разрушен. А много лет спустя построили школу№3. Ручки дверей были сняты с дверей храма, они придавали учебному заведению величественный вид. То место, где стояла церковь, сохранялось еще долго. Это было рядом со школой. Мы часто выходили туда заниматься на уроках географии, НВП, физкультуры. Там было спокойно, и мы отдыхали от школьной суеты.

Прошла торжественная линейка, и ученики с букетами цветов вошли в класс. Нас встретила Валентина Федоровна. С той же минуты она стала нам второй мамой. Любящая свою работу, душевная женщина и дала нам путь в школьную жизнь. Воспитала свой класс как единое целое, мы стали членами дружной семьи.

«Праздник букваря» запомнился еще светлее. Приглашены родители. Дети подготовлены - поют песни, рассказывают стихи. Очень шустрая маленького роста девочка Таня читает стихотворение, поет песню, участвует во всем. Я же была очень робким ребенком. И помню, в тот день мама с папой сделали мне замечание по этому поводу. За отличную учебу родители подарили мне шкатулку. Она была сделана из дерева, инкрустирована сказочным рисунком. До сих пор ее храню.

Валентина Федоровна находила в нас те качества, те таланты, которые затаились в наших маленьких сердечках. И к концу 4-го класса мы принимали участие во всех культмассовых мероприятиях школы и занимали первые места. Но мечтали скорее подрасти, учиться во вторую смену. Стать старшеклассниками. И вот мы в 5 А классе. Учебу со второй смены с того года ввели с 9-го класса. Кабинетов стало много. Учителей - тоже.

Преподаватели нашего времени - это люди, прошедшие годы войны на фронте или детьми в тылу.

«Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет мирное небо,

Лишь бы не было войны».

Девиз нашего времени, девиз поколения, знающего цену без военной светлой, сытой жизни. Даже на уроках химии от Вениамина Михайловича мы ждали рассказов о войне.

Тактичность, культура обращения, вежливость были присущи учителям нашего времени.

Завуч Валентина Яковлевна проводила урок литературы в такой тишине, что можно было услышать пролетавшую муху. Класс очень уважительно относился к учителям.

Нина Тимофеевна научила нас понимать литературные произведения так, как будто бы мы сами проживали ту жизнь, о которой рассказывали великие классики. Мне нравилось ходить на факультативные занятия, организованные ею. Сергей Иванович просил записывать материал, ему нравилось, когда ученик отвечал своими словами. Это мне помогло в дальнейшей учебе. Галина Митрофановна так любила свой предмет, что ее хотелось слушать и слушать. У Николая Степановича и Николая Михайловича физику знали все. Она была интересна даже последнему троечнику. Александр Васильевич урок истории вел талантливо интересно, что мы сами поднимали руки, желая знать все, о чем он нам говорил. И вопросы, поставленные им, были не простые. А называл он детей только по имени.

Теоремы, которые давал на уроках математике Михаил Пименович, были сложные, исписывалась мелком вся доска. А это надо было понять и доказать. Но именно сложность и серьезность влекла нас в саму суть.

Мы взрослели. В 14 лет нас приняли в ряды комсомола. Я была избрана членом комитета комсомола школы. Волнительно, с ответственностью мы относились к порученным делам. В советские времена после окончания ВУЗа необходимо было отработать 3 года там, куда попадешь по направлению.

В нашей школе появился английский язык. Людмила Петровна дала нам азы этого нового в то время в городе предмета. С Ниной Михайловной мы изучали его до 10 класса.

В конце 70-х годов в нашу школу была направлена Тамара Васильевна. Девушка родом из города Тулы. Будучи завучем по внеклассной работе, она ввела много нового в жизнь нашей школы.

Началось самое интересное время учебы. Комсомольцам дана была свобода. Конечно же, не без пригляда завуча. Все вопросы мы должны были решать самостоятельно. Заседания комитета комсомола проходили бурно, долго и интересно. Мы собирали комсомольцев, решали глобальные вопросы все вместе. Проводили конференции на различные темы, что помогало нам в учебе. Это время когда я научилась оформлять правильно документы, протокола. Ушли моя стеснительность и моя робость. Т а самая девочка Таня уже была моей близкой подругой.

Главным же учителем для нас был Герман Михайлович, наш классный папа. Нам очень повезло с классным руководителем. Класс оставался всегда сплоченным. Все мероприятия, проходившие в школе были наши. На районных соревнованиях по волейболу наши девчонки и мальчишки занимали только первые места, и даже по стрельбе. В классе был создан свой ансамбль песни. После 8 класса некоторые ребята ушли, поступили в техникумы, училища. А класс пополнился детьми из деревни Отарка и поселка Пятилетка. Они влились в нашу семью так незаметно и стали своими. Мы, видимо, так их приняли. Класс стал еще дружнее.

Как-то раз было решено урок физики провести в нашем кабинете. Должен был 10Б перейти к нам. Но параллельный класс никогда этого не делал, т.е. мы ходили к ним. Они были с характером. Наш кабинет находился рядом с кабинетами завуча и директора. Несмотря на это мы, 42 ученика, выпрыгнули из окна и в отместку ушли на берег Вятки. При каждой встрече /а это происходит каждые 5 лет/ спрашиваем - правильно ли мы поступили? Ни в коем случае не хотели обидеть преподавателя физики. Мы отстаивали честь своего коллектива. Наш родной, дорогой Герман Михайлович очень на нас обиделся. Но при каждой встрече он говорил, что лучшего класса у него не было.

В этом году 40 лет, как мы вышли из стен нашей школы №3. Наш класс снова встретился, но, к сожалению, без Германа Михайловича. Очень и очень его не хватало за нашим столом. Он обязательно попросил бы рассказать каждого о своей жизни, о достижениях наших и радовался бы им вместе с нами.

Многих учителей нет, но хочется о них говорить, и вспоминается только доброе. Был случай, когда в коридоре больницы я встретила Марию Григорьевну - учительницу немецкого языка. Она не преподавала нам свои уроки. Но когда я подошла к ней, Мария Григорьевна, сидя уже в инвалидной коляске, сразу же назвала мои фамилию и имя!

Учителя нашего времени - это люди с большой буквы. Мы преклоняемся перед ними и спустя 40 лет. Поклон ВАМ низкий!

Школа - необыкновенный мир. Это вечное движение, юность, непостоянство. В нашей школе нас учили не быть равнодушными к людям и к прекрасному. Мы не знали про бизнес, были одинаково одеты, не было сотовых, планшетов. Мы бежали в библиотеки, искали книги, собирались вместе, читали и дискутировали. Наши братья собирали по схемам микрорадиоприемники, конструировали мопеды. И радовались всем двором своим достижениям. Бегали кормить щенят дворовой собаки. А когда она попала под колеса машины, все вместе похоронили ее. Мы делали добрые дела. Нас этому учили наши учителя, наша школа 60 - 70 годов.

Роза Шафеева,

выпускница городской школы № 3 г. Мамадыша.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев