92-летний мамадышец играет на скрипке, гармони и преодолевает километры пешком
«Война - это самое тяжелое время. Не было бы ее никогда. И кто только придумал, что человек человека убивает…». Под этими словами участника Великой Отечественной войны Петра Ефимовича Егорова подпишется каждый ветеран. Он родился 10 февраля 1924 года в деревне Уткино. Родители - Ефим Егорович и Прасковья Степановна работали в...
«Война - это самое тяжелое время. Не было бы ее никогда. И кто только придумал, что человек человека убивает…». Под этими словами участника Великой Отечественной войны Петра Ефимовича Егорова подпишется каждый ветеран.
Он родился 10 февраля 1924 года в деревне Уткино. Родители - Ефим Егорович и Прасковья Степановна работали в колхозе, воспитывали четверых детей, Петр был старшим. Закончив четыре класса школы, в родном колхозе «Организатор» мальчик стал работать на лошадях - помогать отцу.
Год 1941-й... Шла мобилизация в ряды Красной Армии, а подростков, у которых за плечами была только начальная школа, отправляли в ФЗУ - школы фабрично-заводского ученичества. Вот и их, семерых мальчишек из округи отправили учиться ремеслу вагонного слесаря на станцию Агрыз. Через полгода, получив аттестат и назначение работать на станции Орехово-Зуево, ребята доехали только до Кукмора, где товарищ из Вахитова заявил: «Я не поеду, домой пойду». Так и разошлась «бригада» по домам, Петр вернулся в Уткино. Работа нашлась и в колхозе: на лобогрейке (простейшей жатвенной машине) жали рожь. Вскоре и ему, в августе 1942 года, пришла повестка на фронт, принесли в обед, прямо в поле. Из деревни их провожали двоих - Петра Егорова и Карла Семенова (он не вернулся с полей сражений). Из Таканышского райвоенкомата путь лежал к месту сбора на Сокольской пристани, затем - недолгая подготовка в военной учебной части, где он получил звание младшего сержанта.
Молодое пополнение в составе 36-й отдельной стрелковой бригады направили в Подмосковье, где шли ожесточенные бои. Сначала он воевал рядовым пулеметчиком, затем - единственным снайпером взвода. Первое боевое ранение в 1943 году Петр Егоров получил в боях на Варшавском шоссе. Помимо сквозного пулевого ранения правого бедра еще и сквозное ранение четвертого пальца правой руки.
После курса лечения в калужском госпитале пришлось воевать на третьем Белорусском фронте, в инженерно-саперном батальоне, сапером-минером.
- Держали оборону в Гомельской области, вблизи деревни Дрибинь. В болотистой местности получили приказ сделать колею длиной 25 километров из жердей и досок. По этому пути тогда проехал маршал Семен Буденный - машин десять кортежа, видел его вблизи, бойцы стояли строем. Знаменитые усы, конечно, у него точь-в-точь, как на фотографиях, - вспоминает ветеран.
А еще он помнит, как тогда ночами минировали свой передний край противопехотными, противотанковыми минами (а они по восемь килограммов весом). И до сих пор в глазах у него гибель бойца-запальщика. Его ранило вражеской трассирующей пулей, и он упал ничком на собственную, ту самую, восьмикилограммовую мину. Молодое тело разорвало в клочья…
Война испытывала его на верность долгу и просто человечность не раз.
Однажды это случилось, когда во время наступления командир наступил на противопехотную мину и получил ранение. Петр Егоров вынес его с поля боя и сдал в санбат. Тогда же, в июне 1944 года и сам он получил второе ранение в левое бедро и голень, полтора месяца лечился в госпитале города Ржева.
А дальше путь бойца лежал в Восточную Пруссию.
- Красная Армия наступала с боями, а немцы уже драпали от нас. Но ведь они - службисты, дрались до последнего патрона. Взяли Кенигсберг (ныне Калининград). Мы шли все время пешком, по 70 километров в день проходили, а где шли - сами не знали, пока командир не разъяснит. Местность в Прибалтике такая: песок, кустарник, хутора… Впереди нас идут разведчики. Перед наступлением - три часа артподготовки «Катюшами». Ох, и боялись их фрицы! Мы их тогда гнали и гнали!
День Победы Петр Ефимович встретил в Восточной Пруссии. Счастье и радость душу переполняли. К тому времени он был уже награжден боевыми орденами - Красной Звезды и Славы третьей степени, медалью «За отвагу». Тогда-то и получил, как орденоносец, свой первый отпуск домой. Да, война для него еще не закончилась. Их часть направляли в город Нальчик. А Петру вдвоем с поваром-отличником службы Иваненко посчастливилось съездить на 15 дней домой.
И это были самые счастливые дни в его жизни: 23 октября 1945 года он связал свою жизнь узами брака со своей первой и давней любовью - односельчанкой Федосией. В честь такого события Таканышский военкомат дал солдату отсрочку еще на неделю.
А затем были шестимесячные курсы в танковой школе города Пятигорска и военный эшелон в Австрию. По пути туда о том, кто такие бандеровцы и об их зверствах в Закарпатье он узнал не понаслышке… Молодое пополнение сменило старослужащих в Вене и до марта 1947 года для Петра Егорова продолжалась военная служба. Домой он вернулся в знаменательный день - к Пасхе.
В послевоенное время он словно бы наверстывал упущенное: всегда был в числе передовых работников, на которых можно опереться и которые не подведут.
Первый в колхозе трактор ДТ-75 доверили ему и руководство ставило в пример его добросовестный труд. Переехав в 1955 году в Мамадыш, он долгие годы работал в артели «Восход», промкомбинате. Самоучкой став гармонистом, славился позднее как искусный мастер по изготовлению гармоней, причем заказы шли к нему не только от местных жителей, но из ближних и дальних деревень, Елабужского района, одна его гармонь уехала даже в Ташкент. Долгие годы любимым музыкальным инструментом в доме была скрипка, купленная совершенно случайно в Лубянах. «Играть на ней я выучился по-деревенски, но уж очень мне она нравилась», - говорит ветеран. Музыку и песни в семье любят все. Какими только ремеслами не овладел Петр Ефимович за эти годы! Он и столяр, и пчеловод - мастер на все руки, настоящий хозяин в доме, у которого каждый гвоздик и каждая дощечка на своем месте. Это чувствуется и поныне. Вон, как бойко отбивают положенное время старинные часы на стене!
- Каждый день стараюсь проходить свои километры на спортивном тренажере. В войну я никогда не пил спиртного и не курил. Труд, мои интересные увлечения, семья - 6 дочерей, 10 внуков и 14 правнуков всегда поддерживали и поддерживают меня в жизни. Это - как запас прочности! - заключает ветеран.
Наталья Якимова
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев