Проблема подготовки квалифицированных рабочих кадров в последнее время все чаще становится предметом обсуждения как на самом высоком уровне, так и на периферии. И это вполне понятно. «Офисный планктон» продолжает «размножаться», а работать на производстве чаще всего некому. О проблеме и путях ее решения наш корреспондент Светлана Ханова побеседовала с директором...
Проблема подготовки квалифицированных рабочих кадров в последнее время все чаще становится предметом обсуждения как на самом высоком уровне, так и на периферии. И это вполне понятно. «Офисный планктон» продолжает «размножаться», а работать на производстве чаще всего некому. О проблеме и путях ее решения наш корреспондент Светлана Ханова побеседовала с директором профессионального колледжа №87 Николаем Егоровым.
-Востребованность в рабочих кадрах очень ощутима в нашей стране. О проблеме свидетельствует мощная агитационная кампания, развернувшаяся в СМИ. Николай Николаевич, как Вы считаете, способна ли только она изменить ситуацию?
-Только СМИ эту проблему не решат, хотя им отводится немалая роль. Государству необходимо побудить бизнес заинтересоваться в квалифицированной рабочей силе, причем не приказным методом, а созданием экономических стимулов. Например, путем системы льготного налогообложения для тех предприятий, что заботятся и об обучении будущих кадров, и об их дальнейшем закреплении на производстве. Еще одна сторона медали - контроль качества выполняемых работ. Эту функцию может взять на себя заказчик: государство, муниципалитет или частный инвестор. Вот тогда у бизнеса сразу проснется интерес к найму квалифицированных работников.
-Еще пять лет назад было очевидно, что система проф-техобразования находится в кризисе. А как сейчас?
-Несомненно, одним из самых положительных моментов для системы подготовки рабочих кадров стал приоритетный национальный проект «Образование». Он как бы вдохнул новую жизнь во многие образовательные учреждения регионов, дал возможность перейти на современный уровень подготовки рабочих кадров, вселил надежду на обновление системы, призванной обеспечить Россию новым поколением рабочих. Татарстан уже четвертый год реализует программу реформирования системы профессионального образования и повышения престижа рабочих профессий. Результат - в училища, колледжи и техникумы начали стремиться выпускники школ, пусть пока не так много, но все же процесс пошел. К сожалению, меня огорчает тот факт, что вопрос повышения зарплаты преподавателям НПО и СПО до сих пор не решен, что неминуемо повлечет за собой утечку кадров. А кадры, как известно, решают все.
-Удается ли Вам убедить учащихся в привлекательности рабочих профессий?
-Судя по нынешнему набору, думаю, что удается. Нами была проведена определенная профориентационная работа с выездом агитбригады колледжа в населенные пункты района. В эфире Мамадышского телевидения транслировался рекламный ролик «Что значит профессионал». Ведется всесторонняя целенаправленная работа по поднятию статуса колледжа.
-Почему, на Ваш взгляд, молодежь не желает идти в рабочие? Есть ли в этом «социальная подоплека»?
-Оплата труда молодых специалистов является важной составляющей при выборе выпускниками школ своего жизненного пути. Большинство ребят хочет всего и сразу. Поэтому после окончания того же колледжа ищет высокооплачиваемое место работы по своей специальности. Если зарплата их не устраивает, поиски продолжаются. Откровенно говоря, а почему нет? Свобода выбора. Вместе с тем, место того же механизатора, которое сегодня востребовано на рынке труда Мамадышского района, пока продолжает оставаться вакантным.
Начинающим работникам зачастую предлагают такую низкую оплату их востребованного труда, что прожить на нее молодому человеку практически невозможно. Поэтому одними обещаниями молодежь не заманишь. Она сегодня реально смотрит на жизнь. Тем более, что большая часть ребят, которые поступают не в институты, а идут именно в училища, из числа малообеспеченных и неблагополучных семей. Эта категория молодежи вынуждена рассчитывать только на себя и свои силы. Они, как правило, кормильцы в семье, и на низкую зарплату сегодня им не прожить. Вот и ищут работу пусть даже не по своей специальности, но лишь бы платили. А состоятельные семьи, не секрет, считают зазорным отдавать свое чадо в подобный контингент учащихся. Но такая политика родителей не всегда оправдана. Вот вам и «социальная подоплека».
-Насколько техническая и методическая оснащенность колледжа способна подготовить квалифицированных специалистов или необходимы новшества для полноценной подготовки кадров?
-Внебюджетная деятельность позволяет нам дополнительно обновлять методическую базу нашего образовательного учреждения. Все преподаватели и мастера колледжа с высшим образованием, из них трое имеют высшую квалификационную категорию, пятнадцать - первую, одиннадцать - вторую. Они систематически проходят курсы повышения квалификации, причем не только в России. Мастер Гузель Марданова готовится к поездке в Германию, надеемся приобретенные ею знания, перенятый опыт у зарубежных коллег положительно скажутся на дальнейшей работе всего учреждения. Недавно преподаватель спецдисциплин Галина Ломака прошла обучение в колледже международного сервиса. Новшества для полноценной подготовки кадров, конечно, нужны и мы над этим работаем. В том числе у нас отлажен тесный контакт с центром занятости населения. За долгие годы совместной деятельности тысячи жителей района могли переквалифицироваться, повысить образовательный уровень, получить дополнительную рабочую профессию.
-В одном из своих выступлений Дмитрий Медведев коснулся вопроса отсрочек от военной службы для рабочей молодежи. Николай Николаевич, а как Вы на это смотрите?
-Этот вопрос надо решать дифференцированно, иногда отсрочка оправданна и наоборот. Так как я человек, имеющий непосредственное отношение к Вооруженным Силам (36 лет военной службы, из них 20 лет - в райвоенкомате, в том числе военкомом) считаю, что служба в армии - это право и обязанность каждого юноши.
Нет комментариев