Нократ

Мамадышский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Тема дня

Мамадышцы размышляют на тему: "Есть ли польза от уроков труда в школе"

Фото: voxpopuli.kazakh.ru Сегодня все СМИ наперебой обсуждают возвращение новым руководителем Министерства образования и науки РФ Ольгой Васильевой в школы уроков труда и другие новшества. Одни с ней согласны, другие, наоборот, воспринимают это «в штыки». Министр внесла инициативу об увеличении в школах количества уроков труда. В образовательных организациях крупных городов родители...

Фото: voxpopuli.kazakh.ru

Сегодня все СМИ наперебой обсуждают возвращение новым руководителем Министерства образования и науки РФ Ольгой Васильевой в школы уроков труда и другие новшества. Одни с ней согласны, другие, наоборот, воспринимают это «в штыки». Министр внесла инициативу об увеличении в школах количества уроков труда.

В образовательных организациях крупных городов родители считают привлечение учащихся к уборке классов, протиранию досок влажной тряпкой, поливу цветов и другим работам нарушением закона «Об образовании», принятого в 90-е годы. Согласно закону, для выполнения учащимися тех или иных работ в образовательных организациях требуется согласие родителей: «Дети, уважаемые родители, завтра намечается генеральная уборка в классе, вы согласны, даете разрешение?». «Умные» родители сразу обратятся к закону «Об образовании». Есть и считающие уроки труда не воспитанием, а наказанием детей тяжелым трудом.

Уверен, что в советское время они сами тоже убирались в классе, участвовали в субботниках, неделями убирали на полях картофель… Найдутся ли среди них те, кто вместо гвоздя ударит молотком по пальцу? Вряд ли. Некоторые могут задаться вопросами: «Есть ли польза от уроков труда? Стоит ли увеличить количество часов по этому предмету? Кому нужно сегодня забивать гвозди, обращаться с рубанком?». Есть специальные организации, занимающиеся тем или иным делом, выполнением заказов. Но ведь и работников той организации, вероятно, тоже надо научить забивать гвозди, держать молоток, закручивать шурупы, работать с современными инструментами? Не должны ли они получать навыки именно в образовательной организации?

В наше время в школе для устранения поломок не приглашали специалистов. Ученики с учителем труда сами выполняли мелкий ремонт. Сколько было изготовлено на уроках труда табуреток, скворечников, подставок для цветов... Нижнешандерская школа, где я учился, всегда отапливалась дровами. На зиму их заготавливали ученики. Ребята приносили ведро с водой и вместе с девочками неторопливо, в свое удовольствие убирали класс. Нас объединял общий труд. В школах нашего района сохранилось дежурство в классах, лишь в кабинетах для начальных классов убираются технички. Дети выполняют и работу на пришкольно-опытных участках. В мастерской, где стоят разные станки, дети тоже всегда заняты. Что касается трудового воспитания, то сельские дети уроки трудового воспитания получают и в семье. В отличие от городских, которые и протирание доски считают работой, деревенские после школы убирают навоз, подметают двор, убирают снег. И во время подготовки к ЕГЭ сажают картофель, помогают родителям. Конечно, многое зависит от семейного воспитания. Могут ли изменить ленивого ребенка только уроки труда? Теперь их стали называть на современный лад - уроками технологии. На вопрос о планах на будущее сегодняшнее подрастающее поколение нередко отвечает о стремлении к карьере, желании много зарабатывать, совершать поездки за рубеж. Редко кто говорит о семейных ценностях. Какой смысл жаловаться, что никто не выбирает рабочие профессии, если не пробуждать трудолюбие в школьном возрасте?

В этом плане еще много вопросов предстоит решить: в некоторых школах не хватает рабочих инструментов, оборудования. Кто-то из родителей не желает покупать материал для пошива юбок на уроках технологии, сегодняшние ребята не хотят работать топором, забивать гвозди. На уроках проявляется уровень родительского воспитания. Кого-то надо учить элементарным вещам, другим - только развивать навыки. Если девочка не может обращаться с иголкой и ниткой, шить, за это должно быть стыдно матери. Здесь не следует искать виновного: ребенок с раннего детства должен учиться трудолюбию у матери, отца. Работа в быту, приучающая ребенка к труду, не должна быть случайной. Стыдно видеть мальчиков, которые в 12-15 лет не могут чистить картошку, постирать майку и носки, отличить вареный картофель от сырого. Ведь все это является подготовкой ребенка к семейной жизни. Если родители не хотят в будущем проливать слезы, должны готовить детей для семейной жизни.

Нужны ли уроки труда? Считаю, что безусловно нужны. Будет еще лучше, если они станут в формате, предложенном новыми министром: с новыми программами, нацеленными на современного школьника. Возможно, помогут реально смотреть на жизнь.

Николай Зюрин

ОТ АВТОРА.
Уважаемые читатели! Ждем писем от желающих поделиться размышлениями на данную тему - gazeta-nokrat@mail.ru

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев