Нократ

О слове – с трепетом сердца

24 мая мы в очередной раз отметили День славянской письменности и культуры. Это только на первый взгляд кажется, что от памятной даты веет глубокой стариной и в век нашего, порой совершенно непонятного, современного языка вспоминать о славянской письменности и культуре можно разве что в музее. Впрочем, именно в музее я и нашла материал для этой темы.

Наталья Якимова.

Неизменным интересом посетителей пользуется экспозиция музея, посвященная жизни и творчеству, общественной деятельности профессора Казанского национального исследовательского технического университета, академика РАГН, Международной Гуманитарной Академии «Европа-Азия», члена Союза писателей России, Почетного профессора Института культуры мира (ЮНЕСКО) Николая Васильевича Нарышкина. Исследователь философии, экономики, истории, культуры России и русского крестьянства, автор более 500 работ. Около выставки замедляешь шаг и погружаешься в благодатное величие Слова. Книги, научные труды, монографии, газетные статьи, фотографии - и все это о России-матушке, о родном селе Кадышево, Посурском крае, что в Ульяновской области. А рядом – семейное фото с супругой Людмилой Васильевной, уроженкой Мамадыша. С городом и районом Николая Васильевича связывают более полувека семейных и родственных связей, трудовой и общественной деятельности. Наш край он считает свое второй родиной, а среди мамадышцев за эти годы появились верные друзья, хорошо знакомые люди. И Мамадыш принял по-родному тепло и приветливо нашего просветителя-патриота, теперь уже обладателя медали «За заслуги перед Мамадышским муниципальным районом».

- В 2006 году в селе Астрадамовка Сурского района Ульяновской области открыт музей Нарышкина "Энциклопедия русской жизни", насчитывающий более 500 экспонатов, - говорит директор Мамадышскогго краеведческого музея Светлана Ишпахтина. – Мы регулярно получаем новые материалы, раскрывающие новые грани жизни и просветительской, общественной деятельности Николая Васильевича. И это – естественно, потому что талант его многогранен, он видит красоту и величие человека на земле, воспевает село и народную культуру.

Возвращаясь к селу и первозданной его культуре – слову, читаю в художественно-публицистическом очерке Николая Нарышкина, опубликованном в газете «Ульяновская правда» строки на заданную тему: «Село Кадышево граничит со стороны лугов с Мордовией, с ближайшим из ее сел - Налитовом. На различном от Кадышева расстоянии раскинулось много татарских и мордовских сел. По-видимому, это и наложило определённый отпечаток на речь кадышан. Речь кадышан, я думаю, является среди русских диалектов уникальной. Почти уверен: акающий протяжный говор с твердыми шипящими (и даже свистящими) ш, щ, ч (например: чаво вместо чего) – результат влияния таких языков, как татарский, мордовский, белорусский. Кадышевский говор особенно похож на белорусский. Слушаешь по радио или телевидению белоруса, говорящего по-русски, и думаешь, что это кто-то из моих односельчан говорит.

Очень жаль, что историки языка так, видимо, и оставят в стороне русский кадышевский диалект. А сколько филологи могли бы записать в Кадышеве уникальных песен, прибауток, частушек, сказок, присказок и, наконец, слов! Кстати, даже у Владимира Даля не все слова, используемые кадышанами, встречаются. Хотя и с большим опозданием я завел тетрадь, где начал со слов матери – Анны Михайловны – записывать кадышевские были-небылицы.

Многое все-таки так и останется невозвратно потеряно. Это, конечно, результат только нашего невежества, результат пренебрежения нашими родимыми истоками. Насколько все же был бы богаче наш народ духовно, сохрани он в своей памяти не только эпохальные вехи своей истории, но и миллионы ее деталей, когда-то золотыми крупинками рассеянных по таким селам, как мое Кадышево.».

– Все мое творчество «пересыпано» этими моментами о богатом народном наследии - языке, - комментирует Николай Васильевич. – Народная культура – явление природное, среди многонационального народа Поволжья веками тесно переплетенное узами родственными и дружескими, братскими. Не должно сгинуть ни одно народное слово. Например, «домовничать», то есть в минуту досуга, вечерком навестить соседей, за неспешным вечерним разговором душой отдохнуть. Слово-то какое душевное и теплое, ласковое! Согласитесь, что только от нас зависит, насколько глубоко мы сможем раскопать бесценные пласты славянского, настоящего родного русского языка и возродить их к жизни.

 

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: