Нократ

Мэтр философии Николай Нарышкин пишет для мамадышцев о родине и о нас, живущих

Идя навстречу запросу нашего читателя, Николай Васильевич Нарышкин охотно дал интервью «Вятке» о самом важном для каждого - смысле жизни, судьбе народа, мире во всем мире.

«В газетных статьях сотрудники редакции выражают только свое, личное мнение о межнациональных отношениях и о дружбе разных народов. С чем-то я соглашаюсь, с чем-то можно и поспорить. Приведите, пожалуйста, мнение по этому поводу «третьего лица» - человека авторитетного. Например, в этом вопросе я доверяю профессору, общественному деятелю, писателю Николаю Васильевичу Нарышкину. Тем более, что уже более 50 лет жизни мы считаем его и нашим земляком.

 Алексей Федоров.
Г. Мамадыш».

Предлагаем его вашему вниманию интервью с метром философии.


- Есть темы интересные, но однодневные, а есть темы необходимые. Одна из них волнует население нашей страны века: что объединяет людей разных национальностей в России? Еще в 1991 году, в очень сложные для нашей страны годы, стоя на колоннаде Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, я мучительно размышлял о смысле человеческого бытия, о законах движения истории, о путях прогресса народов, о национальных истоках и способах их очищения от завалов мусора. Тогда стоя на нетленной Святыни, я поклонился на все четыре стороны света и попросил у своих многонациональных предков прощения за все грехи наши перед их памятью. Многие их заветы мы предаем, многие их заповеди давно уже начали нарушать, многое из их опыта, накопленного за столетия старательного, неистового труда, мы не сумели сберечь. И тут я вспомнил одно из ярчайших свидетельств многовековой дружбы между русскими и татарами, истоки которого уходят в глухую древность. Николай Михайлович Карамзин в «Истории государства Российского» пишет, что еще киевский князь Владимир «заключил мир с Болгарами, которые торжественно обещались жить дружелюбно с Россиянами, утвердив клятву сими простыми словами: «разве тогда нарушим договор свой, когда камень станет плавать, а хмель – тонуть на воде»…

- Это оттуда истоки истины, что преданность и любовь к Отечеству объединяют людей разных сословий, национальностей и вероисповеданий?

- Единство и патриотизм были и остаются для единого многонационального народа Поволжья самой надежной опорой в годы тяжких испытаний и тогда, когда приходится решать важнейшие государственные задачи. Наш генетический и культурный код, наша национальная идея и заключаются в бережном отношении к Родине и заботе о ней, верности и искренней дружбе и неприятии какого-либо внешнего давления. Те традиции доверия и согласия болгар и россиян наполняют наше межнациональное единство особой силой.
Мысль о межнациональном единстве проходит лейтмотивом более чем в 30 опубликованных книгах, которые сегодня «гуляют» в интернете благодаря Чувашской Национальной библиотеке, и более чем в 3 тысячах публикаций в периодической печати. В своих публицистических произведениях я всегда стремился  показать многонациональному народу тот путь, чтобы он не «спотыкался», не «оступился». Мои слова – это слова моего многонационального народа. Всю свою жизнь я стремился помочь ему обрести гордость за свое Отечество.

- В СМИ была озвучена информация о том, что 80% жителей Приволжского федерального округа, в том числе Татарстана, довольны межнациональными отношениями. А как их укреплять и в дальнейшем?

- Молодому россиянину в процессе воспитания надо обязательно внушить аксиому о том, что жить без Родины – это все равно, что жить без сердца, без легких, без души, без надежды, без веры, без любви. Короче говоря, без Оте­чества человек не может полнокровно жить, он лишь будет способен существовать, болтаясь в неком пространстве, в коем нет питания для его души.

 - Что Вас больше всего сегодня беспокоит?

- Беспокоит, и очень сильно, неспадающая напряженность между народами нашей планеты, неугасающее злодействование отдельных людей, а вернее, нелюдей, то и дело стремящихся разжечь всесожигающее пламя войны. Залогом вечной жизни человечества является мир, а уж никак не война, аномалия. В последнее время, что насторожило всех миролюбивых людей Земли, военные стервятники изготовились было расклевывать тело Сирии и тем самым устроить такую заваруху, которая могла бы перерасти в очередную мировую войну, в результате которой может наступить конец современной цивилизации, с величайшей тревогой всем здравомыслящим человечеством называемый апокалипсисом.
С теми, кто с нами хочет дружить, развивать разные формы взаимных отношений, нам надо эти отношения развивать и совершенствовать, а тех, кто вынашивает против нас недружественные, захватнические помыслы, необходимо ставить на место. Я понимаю, что эта работа титаническая, но ее делать-то надо! Для выработки у народа правильного понимания творящегося во внутренней и мировой политике сегодня крайне важна активизация просветительства, подвижничества, которые, кстати, могут проявляться и в организации общественно значимых теле- и радиопередач в виде диспутов, дискуссий и в просмотре художественных и документальных кинофильмов. Всего этого, широко и глубоко просветительского, в нынешнее время надо как можно больше и поскорее внедрять в сознание народа.

- Что Вы имеете в виду?

- Речь идет не о противопоставлении народов друг другу, а о добром, миролюбивом взаимопроникновении друг в друга с целью решения созидательных общечеловеческих проблем, поставленных перед человечеством надвигающейся на него электронно-информационной цивилизацией. Я так думаю. Так меня ориентируют колоссальные знания и грандиозный опыт, накопленный за 75 лет трудовой жизни. Народы Творцом призваны всесторонне обогащать друг друга, а не противостоять, подсовывая свои зловещие амбиции. Таково мое мнение.
Я везде и всюду каждый раз не устаю втолковывать собеседникам – русским, татарам, мордвинам, чувашам, представителям всех других национальностей, а их Россией согревается не менее двухсот, мысль о том, что мы все – единый народ, плывущий по космическим просторам на корабле Земля. Нам, разноплеменным россиянам, духовно и интеллектуально Богом слитым воедино, по-другому даже думать грешно.

Николай Васильевич Нарышкин родился 12 июня 1938 года в селе Кадышево-Покровское Карсунского района Ульяновской области в крестьянской семье.

Учился на юридическом факультете КГУ им. В. И. Ульянова-Ленина, в аспирантуре МГУ им. М. В. Ломоносова. Защитил кандидатскую диссертацию.

1966-2012 гг. - преподавал политэкономию в Казанском авиационном институте им. А. Н. Туполева (государственном технологическом университете). Последние 15 лет - в должности профессора.

Академик, член Союза писателей России, общественный деятель, краевед, заслуженный деятель культуры РФ и РТ.

С Мамадышем его связывают родственные узы: более 40 лет счастливой семейной жизни прожито в браке с уроженкой нашего города Людмилой Михайловной (Егоровой – в девичестве).

Послесловие

С книгами и многочисленными газетными публикациями Николая Васильевича Нарышкина можно познакомиться в центральной районной библиотеке. В районном краеведческом музее развернута обширная экспозиция, рассказывающая о его трудовом и творческом пути, раскрывающая его богатый внутренний мир. И все это наполнено потрясающими эмоциями любви к Человеку.

 

Наталья Якимова.

 

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: