Нократ

Мамадышский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Персона

Как мамадышская семья «родилась» на Севере

Жизненный уклад семьи Светланы и Николая Глуховых типичен для среднестатистического мамадышца. Своим трудом и заботами построен дом. Родители трудятся ради будущего детей. Но есть «изюминка» в родословной супругов: их союз - хантыйки из Ямало-Ненецкого округа и кряшена из Комаровки оказался очень гармоничным. Закончив школу, училище, отслужив в армии, проработав Нижнекамске,...

Жизненный уклад семьи Светланы и Николая Глуховых типичен для среднестатистического мамадышца. Своим трудом и заботами построен дом. Родители трудятся ради будущего детей. Но есть «изюминка» в родословной супругов: их союз - хантыйки из Ямало-Ненецкого округа и кряшена из Комаровки оказался очень гармоничным.

fP6-siwM10w.jpg

Закончив школу, училище, отслужив в армии, проработав Нижнекамске, в 1984 году Николай уехал на заработки на Север, в далекий Салехард, работал бульдозеристом-экскаваторщиком. Там и познакомился со Светой, которая работала на местном рыбокомбинате. Скромная, обаятельная девушка, так не похожая на дерзких городских девушек, сразу пришлась ему по душе, запала в сердце. Предложение стать его женой тоже приняла обдуманно, после семейного совета. Никогда ранее путь из родных мест в такую даль - Татарстан - она не проделывала. Ехать пришлось и на машине, и на лодке плыть, и самолетом лететь. Это все равно, что на другой конец света отправиться. А как встретит родня, а какие там люди, а работать где? Даже теперь, вспоминая, она делает вывод: большая смелость нужна, чтобы решиться на это, ну, и любовь, конечно, с ней ничего не страшно.
А люди, как оказалось, они везде одинаковые: хорошие помогут, а от плохих лучше держаться подальше. Эта незамысловатая истина ее всегда и выручала. Тем более, что работы она не боялась никакой, с детства была привычна к физическому труду.


- Родилась и выросла я в поселке Восяхово, на реке Оби. Край болотистый, в основном люди, как и раньше, занимаются оленеводством, рыбной ловлей и охотой, - говорит Светлана Глухова. - Поселок наш большой, обучение в школе идет на языке хантов и на русском, здесь же, в интернате, проживают дети оленеводов. Народ коллективный и дружный. Поэтому мне было легко влиться здесь, в Татарстане, в здешнюю жизнь - много общего.


Среди леса и болот, при суровом климате ханты до сих пор сохранили своеобразный уклад жизни. С давних времен их поселения располагаются в очень удобных для промысла местах. Поблизости - угодья для охоты, рядом - река и озера для рыболовства.
Обычаи северных народов связаны с их отношением к природе, в старину было популярно жертвоприношение. А вот один обрядовый праздник, как выяснилось, довольно схож с Наврузом, и называется он «Вороний день». Ворона прилетает на Север в начале апреля, когда еще лежит снег и морозно. Считается, что своим криком она пробуждает природу, и приносит саму жизнь. Не случайно ворону ханты называют покровительницей детей и женщин.
В причудливую вязь сплелись в древних традициях правда и вымысел, такими они и передаются из поколения в поколение.


- В семье нас было семеро детей, я - самая младшая,- продолжает Светлана. - Мамы я не помню, с пяти лет росла без нее, под заботливым «крылом» отца и старших сестер. Папа работал конюхом, весь дом и хозяйство - на нем. Всегда думаю, как же тяжело было ему поднимать нас на ноги, он ведь и не женился больше. Кроме радио, у нас не было других развлечений, телевизора не знали, слушали по вечерам папины старинные народные сказки.


И тут я сделаю небольшое отступление на тему сказки и были. Во время подготовки материала, на просторах интернета нашла любопытную публикацию советского исследователя Крайнего Севера В. Пушкарева. В своём отчёте о реликтовых гоминоидах (леших, большаках, кулях и т.п.) он описывает истории о встречах населения ханты и манси в болотах и хвойных лесах с человекообразным чудищем, которого называют «куль». Исследователь говорит о том, что настолько местные люди были напуганы встречами с ним, что и на разговор шли очень неохотно. В числе прочих записаны две встречи с «диким человеком» 60-летнего жителя села Восяхово Шурышкарского района, конюха Луки Васильевича Тынзянова (отца Светланы Глуховой). Переводчицей на русский язык была Рая Тынзянова (старшая сестра Светланы). Надо сказать, что для моей героини эта находка в интернете тоже была открытием, еще одним днем воспоминаний о родине, встречей прошлого с настоящим.


День сегодняшний для семьи Глуховых полон насущных забот по обустройству нового дома, в котором и без того очень уютно и приветливо. Разливается звонким колокольчиком по нему задорный смех младшей дочери Насти. Старшая Лена со своей семьей, двумя детьми живет и работает в Казани. Каждое утро спешит на работу на спиртзавод Светлана, труд загрузчика-выгрузчика зерна легким никак не назовешь, но она на этой должности работает не один десяток лет - сказывается крепкая натура северной женщины-хантыйки. Муж Николай трудится экскаваторщиком. А мир в доме сохраняется верой православной и верой в то, что все преодолимо, все будет хорошо, если идешь к человеку любой национальности и вероисповедания с миром и добром.

В тему

Ямало-Ненецкий автономный округ - далекий северный край, земля, на которой тесно переплелись традиции коренных народов и современность. Ханты и манси - два близко родственных по языку и культуре финноугорских народа, проживают на севере Западной Сибири. Их часто объединяют под общим названием - «обские угры», так как они расселены по реке Оби и ее притокам.


Наталья Якимова. Фото автора

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев