Нократ

Мамадышский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество.

Ветеран афганец города Мамадыш: “Меня спасла молитва матери”

Рифат Шарифуллин ушел в армию в тот же день, когда получил повестку из военкомата. Парень был призван в армию в течение одного дня.

- Я ушел позже своих сверстников. Когда они уже успели отслужить год, только тогда мне посчастливилось надеть на себя солдатскую форму. После окончания школы начал работать в районной заготконторе. Был сентябрь 1983 года, пришел домой на обед, мне вручили повестку. Должен был явиться в военкомат уже во второй половине того же дня. Таким образом, я призвался в армию без всяких проводов, без каких-то прощаний с друзьями. Мама только успела приложить молитву к моему водительскому удостоверению. 

Впереди Афганистан

После Мамадыша он ненадолго задержался в Казанском Татвоенкомате, уже на следующий день с группой новобранцев их увезли в город Самарканд Узбекистана. После прохождения здесь военных учений, 1 декабря попал в Афганистан. Рифат на автомобиле КамАЗ-полуприцеп в составе колонны доставлял ввезенные в эту страну из СССР боеприпасы, строительные материалы, продовольствие в города Афганистана. 

- В первый же день прибытия в Кабул попали под вражеский огонь. Жили в загородном палаточном городке. К тому же у нас, водителей, в руках не было никакого оружия. Поддались панике. Потом уже привыкли, - поделился он воспоминаниями.

«Беда миновала»

Рифат вернулся на родину, задержавшись дольше на полгода, несмотря на истечение двухлетнего срока службы. Причину задержки командиры объяснили отсутствием людей в резерве для их замены. Сколько раз за это время колонна, куда входил и “КамАЗ” Рифата Шарифуллина, попадала под обстрел, он не смог вспомнить.

- Очень редко бывало, чтобы наша колонна не попадала под огонь. Тем не менее, они не наносили нам существенного ущерба. В нашей роте среди моих сослуживцев погибших не было. Правда, были раненые. Видимо, меня оберегали молитвы матери. Благодаря им беда благополучно миновала, – вспоминает сегодня герой публикации.

«Неразлучным другом стала гармонь»

Рифат Шарифуллин с малых лет научился играть на гармошке. Узнав об этом, его друг Мавлет Миннегалиев из Кукморского района раздобыл ему гармошку.

- В батальоне из Татарстана нас было только двое. Мавлет служил санинструктором в санчасти. Однажды он ворвался в роту с гармонью в руках. Так и не признался, где сумел ее достать. По возвращении с дороги, перед сном или в свободное время я постоянно играл на ней татарские мотивы. Несмотря на то, что боевые товарищи были разных национальностей, они с удовольствием слушали наши мелодии. Тогда в их глазах отражалась неописуемая тоска по родному краю, родителям, близким и любимым. Гармошку, подаренную другом, я брал с собой и в дорогу. С другом Мавлетом мы и сегодня общаемся, дружим семьями. Сегодня он работает врачом-стоматологом в Казани, – говорит Рифат Шарифуллин.

Встреча под надписью «Казань-Мамадыш»

Герою моей статьи посчастливилось встретиться и с нашим земляком, жителем Верхних Яков Иреком Мухутдиновым, который позднее героически погиб при исполнении интернационального долга в Афганистане. «Виновницей» этой встречи стала надпись «Казань-Мамадыш», написанная на кабине Рифатовского “КамАЗа”. Вот что он рассказал о своей встрече с Иреком:

- Была осень 1985 года. Едем очередным рейсом в колонне. Остановились в одном городе. Мимо нас проезжали автомобили с солдатами, тут на кузове машины «Урал» поднялся один из солдатов и крикнул в нашу сторону: «Привет Мамадышу!». Мы тоже вскоре отправились в путь. Однажды, когда я возвращался с рейса, он решил остановить мою машину. Но нам не разрешали останавливаться, поэтому я снизил скорость. Тогда Ирек вскочил ко мне на подножку, и мы начали разговаривать. Его взгляд упал на фотографию молодой пары у меня внутри кабины, и он воскликнул: «Рифат, мы же с тобой, оказывается, родственники». Действительно, оказалось, что его сестра Ильсояр вышла замуж за моего двоюродного брата. С Иреком мы часто пересекались в дороге. Служил он в городе Чирикар. Последний раз с ним встретились в феврале 1986 года, через месяц я уже снял солдатскую шинель. При последней встрече он мечтательно говорил: «Даст Бог, когда вернемся, будем ездить в соседние деревни на запряженных лошадях». К сожалению, осуществить эту мечту не удалось. И сегодня я очень скучаю по нему.

Послесловие

После армии Рифат Шарифуллин работал водителем в различных организациях. А сегодня он является водителем автобуса районного отдела культуры.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев