Нократ

Мамадышский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество.

Торг любит волю, а ум - простор: мамадышский журналист о празднике культуры и искусства

В те дни, когда голова кружится от аромата душистого меда, яблок, все дороги вели в соседнюю Елабугу, на Всероссийскую Спасскую ярмарку. Душу охватывает чувство гордости от того, что русские мастера собираются именно в город Татарстана. Хотя название связано с православным религиозным обрядом, но этот праздник культуры и искусства привлекает представителей всех национальностей. Мы тоже каждый год приезжаем туда, любуемся невероятными представлениями, получаем всевозможную информацию, общаемся с мастеровыми людьми, покупаем эксклюзивные вещи. Поехали и нынче.

Глаза разбегаются   от увиденного

В ярмарке, берущей начало с царской поры, вошедшей в историю со времен, когда городок, расположенный на берегу Камы, был колыбелью русского купечества и возрожденной в последние годы местным музеем-заповедником, и в этом году участвовали около тысячи мастеров прикладного искусства, народных умельцев, ремесленников, кустарей из сотен городов. Шишкинский водный заповедник, стадион «Яшьлэр» и старинный центр города – улицы Большая Покровская, Набережная, Гассара стали центром притяжения людей. В «Городе мастеров» для каждого желающего были предоставлены возможности почувствовать себя тем или иным ремесленником, даны мастер-классы. Проходя по рядам, повстречала мамадышцев – Ольгу и ее дочь Анастасию Шапкиных в русской национальной одежде, радушно приветствующих каждого, чему была несказанно рада. На их столе, на полках – очень красивые кухонные принадлежности из лоскутного шитья.

–Вот где довелось встретиться! Давно тебя не видела, – с такими словами подошла и обняла Ольгу Геннадьевну.

–А мы участвуем в таких ярмарках. С дочерью уже поднаторели, изучили спрос, люди очень охотно покупают тряпичных петухов, кур для заварочных чайников, вышитые передники, накидки для стульев, кухонные доски с выжженными узорами. Заказов, приглашений очень много. Только что приехали из Казани, скоро поедем в Нижний Новгород, затем в Челябинск… Здесь есть еще два мастера из нашего района. Лилия Мурзаханова предлагает украшения из атласных лент. А какие замечательные шкатулки у Ильнура Назипова, он рядом, – сказала она.

Ну что же, подойдем и к нему.

–А где «рояль» за 4000, который еще вчера стоял здесь? – обратилась женщина.

-Его забрали сразу же после вас!

-Это не музейный экспонат, не выставочный, здесь ярмарка, кто раньше успел, тот и стал обладателем эксклюзивной вещи ручной авторской работы! – сказал сосед.

–Понятно. Хотела взять в подарок. А что еще можете предложить за 4000?

–Вот хотя бы эту поделку, в форме барабана, она тоже с секретом: посмотрите, внутри коробки есть еще поменьше!

–Беру, заверните!

27–летний Ильнур Назипов из Сарбаш Пустоши  уже давно является членом-мастером народной художественной палаты РТ, тоже часто приглашается на российские ярмарки. Его изделия особенной формы со своеобразными узорами, выполненные из сосны, дуба, действительно, заслуживают внимания, пользуются большим спросом. Невозможно перечислить все представленные здесь «произведения» ручные работы из древесины, кожи, шерсти, войлока, глины, металла и других материалов. Пообщалась с прошлогодним знакомым, еще одним «удальцом» – хозяином ремесленной фабрики «Дон», волгоградцем Дмитрием Бурисановым.

–Опять приехали?!

–Почему все подходят ко мне и обращаются по-татарски,  я ведь не понимаю?

–Похожи! Наверное, в роду есть татарская кровь.

–Действительно, мой прапрадед увез с собой татарочку Ольгу (то ли Айгуль, то ли Айсылу, точно сказать не смог) с Макарьевской ярмарки. Есть в нашем роду по женской линии турки, греки, калмыки. А сам я  – донской казак!

–Хорошо, не важно, кто ты, главное – похож на доброго человека! Самое важное – искренние намерения, добрые, сердечные дела. Такие деловые, сильные мужчины – достояние любой нации.

Вот так душевно общаясь с мастерами, присматриваемся к восхитительным товарам. На сцене сменяют друг друга артисты, фольклорные коллективы, придавая празднику еще больший колорит. С тех пор, как мы сюда приехали, доносится особенный звон колоколов. Ноги невольно ведут туда.

Молебен торговле                     и путешествию

Концерт колокольного звона – неотъемлемая часть культурной программы Спасской ярмарки. Музыканты играют и на передвижных колоколах, и на звоннице в Спасской церкви. Долго слушала я этот звон и, следуя за потоком людей, зашла внутрь храма. Оказывается, сегодня идет молебен  «за успешную торговлю и путешествия». Слушая священника, рассматриваю кафедральный собор. Еще много средств потребует проведение здесь реставрации. Рассматривая образа, почему-то задумалась об иконе Николая Чудотворца. Ведь эту икону, обретенную на святом источнике Мамадыша, перевезли елабужские купцы. Ее берегли как зеницу ока в Никольской церкви, раз в год в «Казанскую» возили в Мамадыш. На крестный ход от берега Вятки до «Святой чаши» собирались тысячи людей. Они искренне верили в ее чудотворную силу. Куда она исчезла потом, где сейчас? Это – совсем другая тема… Это – дело прошлое. На земле, где живет вера, рождаются чудеса. Пожелаем, чтобы икона, пропавшая странным образом, вернулась на историческую родину.

В гостях у Шишкина

Выйдя  из  церкви,  прошла шагов десять и обратила внимание на вывеску – «Музей-усадьба Шишкиных». Неужели стало сбываться то, что звучало в молитве? «Когда еще удастся погостить в провинциальном купеческом доме ХIХ века у купца второй гильдии Ивана Васильевича и его сына – классика русского пейзажа, академика Ивана Ивановича Шишкиных?!» - с такими мыслями прошла в открытые ворота.  На первом этаже – кабинет отца, большая и малая гостиные, столовая, буфет. На втором этаже – один из самых интересных экспонатов – родословная Шишкиных. Род ведет начало  с мурзы улуса Мохша Соломира, который принял крещение в ХIV веке. Дальше – мастерская и кабинет художника. В двух залах – картинная галерея, там подлинники… Директор Нижнеякинской школы Фоат Насибуллин говорил: «Шишкин писал свою прославленную картину «Рожь» на месте, названном «Каен зираты» на дороге в Букени. А он – человек, знающий историю. Значит, они поддерживали связь и с нашим краем. Говорят, что маленький Ваня делал свои первые рисунки, в своей комнате, стоя у окна. Желая, чтобы обзор был шире, выходил на балкон. Здесь запечатлена вся прелесть реки Тойма, впадающей в Каму! Видны как на ладони и Шишкинский пруд, Спасская ярмарка. Даже захотелось взять в руки кисть, краски. И не знаешь, где может сойти вдохновение: надо быть ближе к природе, с любовью относиться к малой родине, стать настоящим мастером своего дела. Гении рождаются на земле, среди нас.

«Елабуга – белый город,      ее истории жить долго»

Есть такие строки в «Алабуга баете», передаваемом из уст в уста в давних времен, бережно сохраненном до сегодняшнего дня, в котором отражается горькая судьба нашего народа. Да, на эти земли совершались многочисленные набеги, город неоднократно разрушался. Но он не остался под руинами, не превратился в пыль. Его судьба иная: после каждого набега он вновь поднимался, отстраивался заново. Город, отметивший в 2007 году свое тысячелетие, сегодня переживает вторую молодость. Опережая Казань, Россию, на равных с США, странами Европы строит «свободную экономическую зону». Елабужские купцы с давних пор серьезно занимались меценатством, вносили большую лепту в строительство храмов, больниц, учебных заведений. Старинный город умеет бережно хранить свое историческое наследие. Нарядись в платье барыни, предлагаемое сегодня на ярмарке, возьми ажурный веер, зонтик и отправляйся прогуляться по древним улицам! Они хранят переживания известной русской поэтессы Марины Цветаевой; следы ординарца фельдмаршала Кутузова на Бородинском сражении, единственной в истории России кавалерист-девицы, удостоенной Георгиевского креста Надежды Дуровой; при желании вполне можно снять кинофильм о Владимире Бехтереве и уездном музее медицины его имени, о многом-многом другом, благо, нет необходимости искать декорации, которые вполне готовы, а поучительные судьбы героев – на устах народа… Поднимаюсь по ступеням к Чертову городищу, который издали манит к себе. Любуюсь окружающей панорамой возле памятника Амиру Ибрагиму I ибн Мухаммеду на горе, а в голову пришла мысль: «Почему бы и нам на самой высокой точке горы Пузанка не установить памятник старику Мамдяшу?!». Ведь Мамадыш все еще не имеет символа. Нам необходимо срочно перенять опыт Елабужского информационно-туристического центра, собравшего под одним крылом все звенья туристической инфраструктуры. Нет предела совершенству.

Алсу Дияр

Фото автора

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Галерея

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев