Нократ

Мамадышский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество.

Открылись некоторые тайны в истории города Мамадыш

Полковник полиции в отставке, адвокат, уроженец Мамадыша Евгений Потеряхин, проживающий в селе Пестрецы, пролил свет в известные мифы возникновения селений и городов Татарстана.

За последнее десятилетие наш районный центр изменился: побывавшие в нем с большим удовольствием вспоминают о красоте и чистоте города. В то же время изучение истории Мамадыша осталось в том же состоянии, в каком оно было в 1981 году после выхода в свет единственной книги, посвященной историческому процессу становления и развития города, под названием «Есть на Вятке городок».
Погрешности, особенно касающиеся времени основания Мамадыша, перешли из книги в интернет, обросли дополнительными мифами, которые далеки от действительности и не основаны на давно используемых исторических источниках.
Поэтому пришло время «собирать камни» и привести историю Мамадыша в надлежащий вид.
Итак, все началось с того, что в 1552 году царь Иван IV завоевал Казань – столицу одноименного ханства. С этого времени началась колонизация русскими Среднего Поволжья. Главными помощниками царей в этом стали монастыри. Одним из первых, в 1555 году, возник Богородице-Успенский мужской монастырь в г. Свияжске. Он был основан  по повелению и на средства царя Ивана Васильевича с целью распространения и утверждения христианства среди инородцев.
Русские цари со времени правления Ивана IV, раздавая новым монастырям земли в Казанском крае, смотрели на них, как на важнейших представителей русской колонизации. Монастыри, получая государево пожалованье, чувствовали себя обязанными охранять государственные интересы и старались населять свои земли русскими людьми. Крестьянство охотно селилось на церковных землях при льготных условиях отбывания разных повинностей. Сравнительно легкая жизнь монастырских крестьян в Казанском крае притягивала новых насельников на церковные земли. 
В это время Свияжский Богородицкий мужской монастырь продолжал увеличивать свои земли и доходы за счет пустовавших земель окраин Казанского царства (так стало называться бывшее ханство после вхождения в состав Русского государства). Для этого монастырское начальство собирало информацию, где же можно получить еще земли без особых трудностей. В начале XVII века такая земля была найдена – пустошь Мамадыш… 
Начнем с первого общеизвестного и широко цитируемого мифа об основании города: 

В одной из наиболее широко распространенных и поныне легенд, зарегистрированных в письменных источниках, говорится: «Старик Тетюш с поколением своим очутился у оврага Булги и стало селение Тетюш… Старик Лаиш со своим поколением поселился на берегу Белой реки (Камы) и стало селение Лаиш… Старик Мамадыш остановился на реке Нократ (Вятка) и стала деревня Мамадыш…


Данные сведения были почерпнуты из труда средневекового историка Хисам-Эт-дина: «Починок Мамадыш основан на пустоши на правом берегу реки Вятка при впадении в нее речки Ошмы татарином Мамадышем, выселившимся сюда после разорения г. Булгар ханом Тамерланом в конце XIV века (1391 год)». Название нового поселения связывается с именем человека не без основания: имя собственное Мамдяш, Мамяш было широко распространено среди булгарского населения». 
Однако, яркую и исчерпывающую оценку «исторического труда» «Таварих-и-Булгария» некоего упомянутого выше Хисам-Эт-дина дал Миркасы́м Усманов (1934-2010) – знаменитый советский и российский историк, доктор исторических наук, действительный член Академии наук Республики Татарстан, профессор Казанского государственного университета. 
Не будем полностью переписывать достаточно объемное исследование М.А. Усманова «Сочинения Муслими и Йалчигула по истории Булгарии (конец XVII – начало XIX)», остановимся лишь на трех наиболее ярких его моментах.  Так, в своем сочинении Хисам-Эт-дин упоминает:


1.     он начал его писать в 1551 году по просьбе своего учителя, ученого из Булгара Тафтазани, однако, общеизвестно, что последний умер за 160 лет до этого, в 1322 году;
2.     город Чистополь, основанный русскими в XVII-XVIII вв., при этом городом он стал в один год с Мамадышем, до этого же был селом Чистое поле;
3.     победу Тимура (Тамерлана) над иранским Надир-шахом, убитым своими офицерами в 1747 году. 

И такими нестыковками во времени и пространстве, допущенными Хисам-Эт-дином, заполнено все его «сочинение».
По мнению Усманова, Хисам-Эт-дин не только не знал и не хотел знать подлинные источники, он хотел, чтобы и другие их не знали. Обилие искаженных фактов не позволяет делать иного вывода: это не результат искреннего заблуждения, а плод целенаправленной мистификации.

Еще резче высказался об обсуждаемом сочинении Шигабутдин Марджани (1818-1889) – известный татарский богослов, философ, историк, просветитель: «большая часть сведений, излагаемых в истории Хисамутдина, суть лживые предложения, пустые воображения и чистая ложь».
Авторы, которые верили, что «Таварих-и-Булгария» написано в XVI веке, были либо пионерами в изучении истории татарского народа (К. Фукс, А.Вагапов) или мало компетентные в вопросах источниковедения археологи-любители (К. Невоструев, С. Кузнецов и др.). Их последователями оказались и те, кто написал книгу «Есть на Вятке городок». 
Итак, с «древним стариком Мамадышем» разобрались. Сказка о его приходе на Вятку «родилась», по мнению М.А. Усманова, на рубеже XVIII-XIХ веков. 
В следующей публикации, уважаемые читатели, вас ждет рассказ о следующем мифе про Мамадыш.
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев