Нократ

Мамадышский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество.

«О, пан Степан приехал!»

И сегодня комсомольские активисты остаются активными общественниками. Одним из представителей такого поколения является Степан Спиридонов, возглавляющий ныне отдел культуры района.

 

Степан Петрович, как я знаю, Вы возглавили комсомольскую организацию колхоза «Тан» сразу после окончания школы…

-Получив на руки аттестат зрелости, решил поступить учиться на исторический факультет Казанского государственного университета. К сожалению, в то время в сельских школах иностранные языки не преподавались, поэтому не удалось набрать баллы для прохождения по конкурсу. Пришлось остаться в деревне: председатель колхоза Зайнулла Хадиуллин и секретарь парткома Салихзян Вагизов пригласили в контору и уговорили меня возглавить комсомольскую организацию хозяйства. Так в 1979 году я начал выполнять обязанности освобожденного секретаря комсомольской организации колхоза «Тан». Самым главным в работе было проведение различных праздников и спортивных игр, молодежных мероприятий, субботников. Я тоже вместе со всеми работал и на калибровке, и на протравливании семян. Выполняя на полях вместе с хлеборобами поручения председателя колхоза, я уже знал норму высева на квадратный метр семян гороха, пшеницы, ржи. Такой была обыденная жизнь секретаря первичной комсомольской организации. В то время я поступил учиться заочно в Казанский государственный педагогический институт.

-Работа не ограничивалась одними мероприятиями районного уровня?

-Конечно. В 1981 году на территории нашего сельского Совета состоялся республиканский слет молодых лесоводов. Он пришелся на время моей сдачи экзаменов в Казани. Досрочно закрыл семестр, вернулся в деревню, это мероприятие провели на должном уровне.

-Наше поколение под руководством комсомольских вожаков оживляло в деревнях культурную, спортивную жизнь. До сих пор помню, что вся нагрузка по их организации ложилась на местных комсоргов…

-Действительно, молодежь в деревнях была активной. Десятки молодых людей участвовали в смотрах-конкурсах мастеров художественной самодеятельности колхозов. В один год решили подготовить на районный смотр-конкурс хор из 65 человек. До поездки в Мамадыш в течение месяца проводили репетиции, собирая в Дюсьметьевском клубе людей из четырех деревень, относящихся к сельскому Совету. В каждом населенном пункте были комсомольцы, работающие в колхозе на машинах. Они после рабочего дня и привозили в кузовах своих машин мастеров самодеятельности своих деревень. В итоге коллектив художественной самодеятельности нашего колхоза «Тан» занял в смотре-конкурсе в Олуязе второе место, уступив лишь колхозу «Чулпан», имевшему экспериментальный в республике Дом культуры.

-Степан Петрович, в пору выполнения обязанностей комсорга, Вам приходилось встречать «оступившихся» комсомольцев?

-Были разные люди, в том числе и пятнавшие звание комсомольца. Чтобы дело не заходило далеко, проводили с такими откровенные беседы. В год начала моей работы комсоргом, ко мне подошла больная девушка, старше меня на 3-4 года. «Степан, я знаю, что я, как комсомолка, не могу принять крещение. Старшие говорят, что если пойду в церковь и будет совершено это таинство, вероятно, пойдет на пользу. Что же делать?» - попросила она совета. Я впервые встретился с такой просьбой. «Если заверяют взрослые и веришь сама, сходи в церковь. Думаю, «конец веку» не наступит!» – ответил ей. В то время жестко требовалось, чтобы комсомольцы были атеистами. Она сегодня жива-здорова. При этом из комсомола не выбыла, пока не наступил возраст. Расскажу еще один интересный случай. Во времена нашей молодости молодежь одной деревни, бывая в соседней, затевала драки. Однажды дюсьметьевцы отправились в «командировку» в Уткино. На своем собрании обсудили это. Серьезный разговор провел с молодежью и председатель колхоза. Интересно то, что был среди них и ученик 5 класса. На вопрос руководителя колхоза о том, почему пошел, этот шустрый мальчик ответил: «Как не пойти, у меня есть девочка!».

-Вам пришлось работать и в райкоме комсомола?

-В 1981-1985 годах я преподавал в Малмыжской школе. Там выполнял обязанности секретаря комсомольской организации учителей. В 1985 году директор Красногорской школы, мой учитель по Дюсьметьевской школе, Равиль Наилевич Шавалиев пригласил меня к себе заместителем по воспитательной работе. Но уже в феврале мне предложили стать вторым секретарем райкома комсомола. Пришлось согласиться, хотя не хотелось уходить с работы, на которой только начал осваиваться. Оказывается, если так решил секретарь райкома партии, мягко говоря, не стоит перечить… Эта обязанность уже возлагала большую ответственность: отвечать за спорт, культуру, идеологию. В то время в кафе «Вятка» был проведен хороший ремонт. Мы, группа активистов, вечерами организовывали в рамках «Молодежного кафе» различные тематические вечера, дискотеки. В то время вошли в традицию и организованно проходили зимние Сабантуи. В городе были сооружены хоккейные коробки, проводились многие спортивные состязания. Затем наступила перестройка в стране, первые демократические выборы. Комсомол на весь Советский Союз заявил о себе: «Партия, дай порулить!». Все же в вопросах политики приходилось, как цирковому канатоходцу, быть очень осторожным. Партии никому не хотелось дать «порулить», хотя сама уже «рулила» плохо… Но я очень благодарен комсомолу, всем своим наставникам. Комсомол был настоящей школой жизни для миллионов из молодежи!

-Степан Петрович, в ту пору самые активные члены комсомольской организации поощрялись путевками в братские социалистические страны…

-Я и сам едва дважды не выехал за рубеж. Только не получилось поехать. В первый раз в ГДР не сумел пройти специальную парткомиссию. На следующий год требования ослабли, стало возможным поехать в социалистические страны и без партийной комиссии. Хотелось съездить в Польшу, ведь в маршруте - концлагерь Освенцим, который, отступая, фашисты не успели уничтожить. Как историку мне хотелось его увидеть. Через бюро молодежного туризма «Спутник» в Казани получил путевку. Друзья подарили шикарный чемодан, поехал. Утром пришел в эту организацию, находившиеся здесь девушки сообщили, что в поисках меня позвонили из Мамадыша. Я уже находился в отпуске. Оказывается, даже будучи в отпуске, я должен был посоветоваться с райкомом. Ждали приезда делегации из Венгрии, наверное, я мог понадобиться, таким образом, пришлось вернуться. На следующий день у входа в райком меня шутливо встретили: «О, пан Степан приехал!». Три дня провел без дела: никто не ругал, ничего не поручал. Посчитав, что во мне нет необходимости, отправился косить сено в луга колхоза «Тан». Весь отпуск провел на свежем воздухе, на природе, ставил скирды сена в составе бригады. Вышел на работу, мои коллеги рассказывают, кто где провел отпуск. На вопрос, где в отпуске отдыхал я, ответил: «В международном молодежном лагере «Болын», специально с ударением на букву «о» (слово «болын» с правильным ударением на букву «ы» в переводе с татарского означает «луг»). - «А где он находится?». - «На берегу реки «Арпач», - говорю, специально с ударением на первую букву «А». - «Кто-то был еще из Мамадыша?» - «Все из нашей деревни были!». Эта шутка в лексиконе людей сохранилась надолго. Если кто-то отдыхать никуда не ездил, говорил, что отдыхал в меҗдународном молодеҗном лагере “Болын”.

-Степан Петрович, сегодня молодежь обычно ругают. Как относитесь к этому?

-Во все времена пожилые так относились к молодежи. Я с этим не согласен. Сегодня молодые люди в основном очень активные, надежные, грамотные. Правда, в области молодежной политики надо еще сделать многое.

Беседовал

Николай Михайлов.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев