Нократ

Мамадышский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество.

Мамадыщцы создали из летнего дома музей семьи

Я и не заметила, как подключилась к очень жизненной, мудрой интерактивной игре. Хотя на самом деле это не игра. Здесь скрыта поучительная история семьи, которая отражает судьбу всей страны.

Сирота при живом отце

На старинных шкафах гармони и чемоданы; медные самовары на столе в углу; пышные подушки на железной кровати; фотоснимки в рамках; патефон с пластинками; вручную расписанный шамаиль над дверью; десятки четок; на стене всем знакомый бархатный ковер с изображением медведя; на столе в центре комнаты шахматы, шашки, домино - все это памятные и дорогие сердцу вещи, которые остались семье от бабушек и дедушек.

-Люблю заходить сюда и предаваться мыслям. Так нахлынут воспоминания, что слезы наворачиваются на глаза. Тоску прогоняю песнями, игрой на гармони. Потом молюсь за своих предков, - рассказывает Флюра апа. - Мой дед Вали Каримуллин родился в Средней Суни, жил в этом доме. Работал лесником. Левая рука была искалечена. Ушел из жизни в 94 года. Был немногословным, но у нас с ним было много общих секретов. Рассказывал истории о финской войне. Им приказывали убивать всех на своем пути, даже младенцев, тем самым рубить на корню род врага. Как можно поднять руку на малыша, который безмятежно сопит в своей люльке!? Вот и мой дед просто обнимал их и ложил обратно. Однажды их, троих солдат, оставив в одном белье, выстроили около берега для расстрела. Когда они были под прицелом ружья, прискакал всадник с приказом Ленина. Революционер Вали, раненый на войне, вернулся в родную деревню. Женился на девушке из Сабинского района - Бибикамал. У них родились дети Гашига и Миннула. Гашига - моя мама. Она вышла замуж за Нуруллу Нигматуллина. В 1948 году родился мой брат Хуснулла, в 1950 - я. Когда мне исполнился 1 год, отец уехал в Пермский край на заработки. Но обратно не вернулся, создал там семью. В 12 лет я, собрав всю храбрость, написала ему письмо. Пришел ответ. Написала его жена: «Ты там не подстрекай отца, здесь у него трое детей, хочешь, чтобы они остались сиротами?!». Интересно: сама оставила нас без отца, а мне нельзя даже слово сказать? Пойми после этого мир взрослых. Спасибо нашей маме, она сделала все возможное и невозможное, чтобы мы ни в чем не нуждались. Работала в лесничестве сутками, зарабатывала неплохо. А воспитывали нас в основном бабушка с дедушкой. Они научили жить в труде, своими силами, стараниями. В нашем роду одни труженики: работаем и работаем. Слава Богу, выросли в радости.

Немые свидетели оживают

Флюра апа вздохнула и, погладив гармонь, продолжила: -Мой дед был гармонистом. Мама и брату купила хромку. Когда дома никого не было, я тайком на ней играла. И научилась ведь! А этот патефон всю жизнь был украшением нашего дома. У меня была пластинка с песней “Барыня-сударыня”. Вот под нее мы и танцевали с соседскими девочками. Они иногда будили меня даже ночью. Мы выросли на танцах.

Флюра апа поставила пластинку в патефон. Зазвучала песня «Асылъяр». Мелодия, обстановка уносят нас вновь в 60-е годы прошлого века. Вот это - шифоньер, который Флюра апа купила в 1966 году на первую зарплату во время работы в цехе тары.

Продавцу магазина Камского лесничества Сапе абыю (отцу знаменитого писателя Рината Мухаммадиева) протянула 100 рублей. На 99 рублей он продал мне шифоньер (кстати, ценник сохранился до сих пор), на оставшийся рубль – одни плечики. Вот они, также сохранились, - смеется хозяйка.

Березы тоже помнят

Посмотрите на те две березы в конце огорода. Я знаю их уже 47 лет, помню, когда еще они были молодыми деревцами. Кто посадил - не знаем, быть может семена сами упали, когда завязывали веники. В этом году 12 апреля Флюре исполнилось 70 лет, но отпраздновать не получилось из-за коронавируса. Эх, годы пролетают, - включился в разговор Максуд абый.

Парень из Дрожжановского района и девушка из Мамадышского района познакомились в Казани, в общежитии для рабочих. Поженились. Однако им было тесно в четырех стенах казанской квартиры: душа просилась в деревню, на волю. Вместе они переехали в Камский лесхоз, успели поработать и в совхозе «Береговой» Рыбной Слободы. Она была поваром в детском саду, завклубом, работником пилорамы, сувенирного цеха, он - газовиком, завскладом. Всякая работа им была по плечу. После выхода на заслуженный отдых решили вернуться в Средние Суни. Подновили построенный в 1962 году дом, сделали внутри евроремонт, установили ванну, туалет, кухню. Что еще надо пенсионерам?

Не сожалеют ни минуты!

Здесь настоящая благодать для души, даже словами не описать. Рядом с нашим огородом протекает речка, на каждом шагу родники. Глава сельского поселения Мансур Салахов - очень заботливый руководитель, готов поддержать в любой ситуации. Наша дочь Венера живет с мужем Рушатом Фахриевым в соседнем доме, ходим к ним через огород, даже забор не ставили. Часто приезжает и дочь Эльвира из Нижнекамска. У нас свое хозяйство: вон, подрастают цыплята-бройлеры, в теплице уже давно созрели огурцы и помидоры. Наши внуки Адель и Регина - большие помощники. Не проводят дни напролет в телефоне. Сейчас пообедаем и пойдем ворошить сено. Потом поиграем в шахматы в летнем домике. Так ведь, детки? - обратилась к внукам бабушка.

А к этому времени Регина уже накрыла на стол, позвала всех обедать. Максуд абый перемешал блендером яблоки, груши и мороженое - получился изумительный йогурт. Мы продолжили нашу живую беседу уже за столом, который ломился от угощений. Одновременно смотрели по телевизору передачу об омских татарах. А знаете, надо пригласить федеральных журналистов сюда, в Средние Суни! Пусть весь мир узнает о семье Сабирзяновых, которая бережет наследие своих предков, обычаи-обряды татарского народа и очень мудро передает все это своим подрастающим внукам!

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Оставляйте реакции

4

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев