Нократ

Мамадышский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество.

Легендарная личность Мамадыша Галина Рылова отмечает 85-летие

Интересные факты из жизни Галины Рыловой

Юбиляр

Вот и стою я на пороге своего 85-летия. Уже есть возможность оглянуться назад и спросить себя – не зря ли прожиты эти годы? Мне посчастливилось закончить свой трудовой путь в неполный 71 год. И, думаю, не случайно, что мне предложили принять участие во Втором Республиканском конкурсе «Социальный портрет пожилого человека Татарстана» именно в номинации «Трудовое долголетие». К слову сказать, я оправдала доверие, заняв второе место.

Трудовое долголетие… На первый взгляд, необычное словосочетание. Но чем больше вдумываюсь в эти два слова, тем более понятной становится их суть. На самом деле: почему один человек только достигнув пенсионного возраста, торопится уйти на заслуженный отдых, а другой – и в семьдесят продолжает работать? Думается, что однозначного ответа найти будет сложно. 

Детство, закаленное войной

Мое детство приходится на тяжелые военные годы. Мой папа –Василий Федорович Волков, ушел на фронт на втором месяце войны – 18 июля 1941 года. Было мне в ту пору 2,5 года и шесть, когда война закончилась. На руках у мамы нас осталось четверо. Сестрам – 9 и 8 лет, брату - 5. Пятый ребёнок родился после войны.

Папа вернулся с фронта только в сентябре 1945 года инвалидом первой группы.

 Говорят, что детская память сохраняет события избранно. По всей видимости, самые яркие по эмоциональности. Вот и мне запомнились такие эпизоды, по которым можно судить о том времени в целом. Потому что это было характерно почти для каждой семьи.

 Мама почти ежедневно ходила на рынок, чтобы обменять вещи на продукты, в первую очередь, на муку. Из нее готовили обычную «затируху». Под струю кипящего самовара подставляли миску с мукой и быстро размешивали. Заправляли молоком – и еда готова. Суп варили из лебеды и крапивы. А чтобы его сварить, нужно было набрать этой витаминной травы. И, несмотря на свой малолетний возраст, я, как и старшие сестры, собирала эти травы.

Сколько было пролито слёз! Но мы выполняли любую работу. Когда наступала весна, перед тем как вспахать огород, собирали, вытаянный из-под снега, оставшийся картофель. Практически это был уже один крахмал, мы запекали его в печи. Самым любимым занятием было – сидеть перед подтопком и греться у огня. Неочищенный картофель резали на кружочки и «приклеивали» на накалившуюся дверцу подтопка. Затем с огромным удовольствием поедали хрустящие кругляши, пахнущие дымом и еще чем-то незабываемым. Вкус еще одного лакомства я помню и сегодня – это запеченная кровь.

Когда резали теленка, подставляли посуду, а затем запекали в печи. А ещё чай из самовара, куда ложился сахарин. Самовар был огромного размера, медный. Для меня самым тяжелым трудом, как тогда казалось, было – нарвать ягод бузины и ими начистить этот самовар до блеска. Так нас приучала мама. Несмотря на малолетний возраст, подсознательно мы понимали, что иначе нельзя. Ведь мы видели, что мама почти не отдыхала.

Мыло нам заменяли цветы жасмина, которые также нужно было находить, где они растут, нарвать и принести домой.
Огород, корова, свинья, пяток кур позволили маме сохранить жизнь своим четверым детям, выстоять самой. Чтобы содержать скотину, сами заготовляли сено. Помощниками маме были старшие сестры (сами еще дети), а мы с братом, как могли, подносили сжатую траву. Переезжали на ту сторону Вятки и в кустах серпом жали траву, вязали вязанки и опять на лодке возвращались домой. Нужно было сделать это очень быстро и незаметно, т.к. луга объезжали верхом на лошадях смотрители. И не дай Бог попасть в руки к этим людям! 

Сколько страха мы тогда перенесли! Услышав топот копыт, мама со старшими сестрами быстро грузили вязанки на лодку, усаживали нас, и мама одна сталкивала эту тяжесть с берега в воду, в последний момент, запрыгивая сама. Лодка погружалась в воду по самые края, казалось, еще чуть-чуть и лодку захлестнет. Уже повзрослев, я задавала себе вопрос – как эта женщина, которая не досыпала, не доедала, могла справиться с такой тяжестью? А ответ был один – забота и ответственность за своих детей. Матери о себе не думали!

Чтобы заготовить дрова на зиму, мама со старшей сестрой поднимались на веслах вверх по Вятке (до Липовой гривы), в кустах находили «топляки», сколачивали их в плотики и плыли обратно домой. Когда поднимались волны, приходилось переночевать, приткнувшись к берегу. А мы, трое малолетних детей, оставались дома одни.

Нужно было не только пригнать дрова домой, но и за ночь закатить их во двор. Мы жили на стыке Вятки и Ошмы. В те годы эта улица называлась Мало-Пролетарская. Если не успевали, утром работники райкомхоза ходили с баграми по берегу и сталкивали эти топляки в воду. Парадокс? Но так было! Зимой на санках возили с той стороны Вятки тальник. Он был сырой, но как горел! С треском! А мы сидели и грелись у этого огня. В нашу обязанность входила и пастьба коровы. Утром нужно было сопроводить её до спуска на улице Энгельса, а вечером встретить и привести домой.

Боевая девочка

Вот так, с детства, нам прививали трудолюбие. И мы, дети войны, уже, не по-детски, понимали - чтобы быть сытыми, чтобы в доме было тепло, чтобы было чем истопить печь, каждому нужно выполнять посильную работу.

Училась на «4» и «5». Седьмой класс закончила с одной четверкой. И, как ни странно сегодня это звучит, четверка была по Конституции СССР. 

Уже в начальных классах меня избирали звеньевой октябрятского звена. Мне нравилось отдавать рапорт председателю отряда. Я и сегодня помню, как звенел мой голос – «Председатель Совета отряда! Рапортует звеньевая второго звена Галя Волкова!..». 

И так продолжалось дальше… Избирали председателем Совета отряда пионерской организации… Именно здесь, как я думаю, закладывались основы для будущей общественно-политической работы.

А затем наступил памятный день! 31 января 1953 года меня принимали в Комсомол! А памятным для меня он был потому, что в этот день мне исполнилось 14 лет! Как сейчас помню вопрос одного из членов бюро райкома комсомола: «А вам исполнилось 14 лет?». И я с гордостью ответила – «14 лет мне исполнилось сегодня!». Вопросы отошли на второй план. Я «купалась» в поздравлениях. Члены бюро единогласно приняли решение – «Принять в члены ВЛКСМ».

Уже своим детям, внукам я задавала вопрос: «Кем ты будешь, когда вырастешь?». Такой вопрос в моем детстве задавали и мне. Вокруг были прекрасные учителя, которых помню и сегодня! Особенно первую учительницу - Лидию Петровну Соколову, которая в пятом классе стала у нас классным руководителем. За это время она заочно закончила вуз. С первого класса я была в неё влюблена. И всем говорила – буду учительницей.

 Моя мечта сбылась. Окончила педагогическое училище. Затем историческое отделение Казанского Государственного Университета имени В.И.Ульянова-Ленина. Но проработать учителем пришлось всего шесть с половиной лет из всей трудовой деятельности. Но и за этот короткий промежуток времени я успела побыть и педагогом, и одновременно завучем однокомплектной школы, и учителем семилетки, и старшей пионервожатой в средней школе, к тому же четыре года преподавала историю в сельскохозяйственном техникуме.

Пропагандист – как образ жизни

Запоминающимся был первый год работы. Впервые мы вылетели из семейного гнезда в самостоятельную жизнь. А какова жизнь на селе, чем живёт сельский труженик? Для нас это было пока загадкой. Главным наставником в тот период стал для меня хозяин квартиры, где я проживала, Галимзян абый. Я и по сей день благодарна ему за науку, которая носит название «жизнь».

Фото 1957 года. Галимзян абый и я.

Мне нравилась не только моя основная работа. Я получала огромное удовольствие находиться в гуще событий, среди людей, делать что-то, как мне казалось, нужное именно людям. Работая учителем на селе, я с большим воодушевлением готовила с сельской молодежью концерты, выезжала в соседние деревни, была лектором, пропагандистом. В средней городской школе с большой охотой заменяла учителей во время их дежурства в субботние дни на школьных танцевальных вечерах, готовила внеклассные мероприятия. От работы я получала радость. По утрам мне хотелось идти в трудовой коллектив, к детям. Думается, что это так же является составной частью трудового долголетия.

 Именно в этот период меня приглашают на работу в партийные органы. А было мне в ту пору всего 21 год. Для конца 50-х - начала 60-х годов такое выдвижение было крайне редко. В течение года я была кандидатом в члены Партии, а в октябре 1961 года меня приняли в члены КПСС. Я горжусь тем, что одну из рекомендаций мне дал Секретарь райкома КПСС по идеологии Петр Иванович Каунин.

В течение 26 с лишним лет я проработала в партийных органах инструктором отдела пропаганды и агитации, заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации, заведующей организационным отделом, секретарем райкома КПСС по идеологии. Таким образом, я оправдала ту рекомендацию, которую мне, в далеком 61-ом году, дал секретарь райкома партии Каунин П.И.

И в эти годы я не ограничивалась только основной деятельностью. Вела большую общественно-политическую работу. Была лектором в вечернем Университете марксизма-ленинизма, в течение десятка лет возглавляла первичную партийную организацию аппарата Мензелинского райкома КПСС, а затем и Мамадышского райкома партии. Являлась пропагандистом – вела политическую учебу на закрепленном предприятии, работала диктором местного радиовещания на общественных началах.

Золотое правило жизни

Моя душа радовалась встречам с механизаторами в поле, с животноводами на животноводческих фермах, с интеллигенцией в школах и клубах, с населением на сходах граждан. Как депутат городского и районного Советов депутатов трудящихся оказывала посильную практическую помощь в реализации наказов избирателей.

Именно в этот период организовывались культурно-спортивные комплексы в районе, создавались надлежащие условия труда для женщин на животноводческих фермах, включающих весь комплекс социально-бытовых услуг.
В те годы возглавляла районный женский Совет. С делегацией женщин района мы принимали участие в работе первого, второго и третьего Съездов женщин республики. 

Как итог – мне присваивается звание «Заслуженный работник культуры ТАССР». 

От всей этой работы я получала огромное удовольствие. Вот такая загруженность позволяет сохранять определенный тонус, повышенную работоспособность, не дает возможности расслабиться и допустить «леность» ума.

По жизни у меня выработалось золотое правило – раз мне поручают, значит доверяют. А если доверяют, то необходимо выполнить любое дело как можно лучше. Всю свою сознательную жизнь я придерживалась именно этого правила, и оно мне всегда помогало.
Опыт работы в сельской местности помог мне очень быстро найти общий язык со студентами Мензелинского совхоза-техникума. Студенты-практики, имеющие немалый стаж практической работы, получающие специальность агронома-организатора и зоотехника-организатора, видели во мне, 30-летнем педагоге, по всей видимости, молодежного лидера. От коллег-педагогов я перенимала жизненные секреты. А от студентов – умение смотреть на жизнь их глазами. Вместе с ними мечтать, творить и радоваться жизни. Именно в этот период появляются первые студенческие КВН-ы, смотры-конкурсы молодежной песни, на которых команды техникума занимали призовые места. Разве тут соскучишься!

Дети, забытые родителями

Особый отрезок моей деятельности – в качестве заведующей отделом по делам семьи, охране материнства и детства администрации района. Эти отделы были созданы повсеместно по всей Республике на основании Указа Президента Республики Татарстан за №190 от 30.10.1991 года «О создании единой государственной системы социальной помощи семье, охраны материнства и детства». Когда сталкиваешься с чужим горем, видишь обездоленных детей, пьющих родителей, начинаешь иначе смотреть на жизнь. Вот когда требуется выдержка, терпение, готовность прийти на помощь!

Именно в этот период я поняла - какая ответственность лежит на работниках социальной сферы. Тут, действительно, некогда отдыхать! Посещение семей, где неблагополучная обстановка, создание и организация работы Совета матерей из неполных семей, проведение мероприятий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особую озабоченность вызывали семьи, где воспитывались дети-инвалиды, где инвалидами являлись сами родители, многодетные семьи. Всего и не перечислишь! Радует, что многие дети и их родители не забыли о той поддержке, которую я им оказывала.

Именно в тот период берёт начало проведение марафонов в поддержку инвалидов, проводимые в районном Доме культуры. Ни один руководитель района не оставался в стороне от этого благого дела. А первую денежную спонсорскую помощь мы получили задолго до этого от уважаемого Анатолия Петровича, который только-только начинал заниматься предпринимательской деятельностью.

В моей памяти хранится день, когда в начале 90-х годов с журналистом, уважаемой Натальей Якимовой мы выехали в Камскую зону. Улицу за улицей, барак за бараком обыскивали каждую подозрительную квартиру в поисках двоих детей из неблагополучной семьи и их горе-матери. Общались с десятком местных жителей. Когда дошла очередь до центральной усадьбы Камского леспромхоза, одна из женщин сообщила – в нашей больнице появились какие-то детки. Действительно, это были именно те дети, которых мы искали. Мать в ту поездку так и не отыскали. Дети были определены в детский дом. В последующие десятилетия они так и не увидели свою мать. Радует, что, став уже совершеннолетними, они были порядочными людьми. 

Второе дыхание

На заслуженный отдых я вышла в 56 лет. Занялась внуками. Но постоянно ловила себя на мысли, что чего-то в жизни не хватает. И когда внуки были определены в детский сад, спустя пять лет, меня вновь пригласили на работу. И тут открылось, как мне казалось, второе дыхание. В течение 2000-2002 годов я являлась Уполномоченным Госкомстата РТ по переписи населения в районе. Организовали работу по обновлению всего адресного хозяйства города и населенных пунктов, проводили разъяснительную работу среди населения, а также учебу переписных кадров. В республиканском конкурсе, объявленном Кабинетом Министров Республики, наш район занял почетное четвертое место. Лучшие переписчики, инструкторы, заведующие переписными участками, в том числе и я, были награждены Медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения -2002», памятными Значками.

В начале 2003 года я как бы вновь окунулась в свою стихию. Мне была предложена должность руководителя исполкома Мамадышского местного отделения ТРО ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ». И вновь - встречи с избирателями, с теми, кто раньше работал на полях и фермах, принимал участие в социалистическом соревновании, удостаивался звания Ударника коммунистического труда… Но это была уже другая эпоха, другие экономические отношения, да и сами люди были уже другими. Да и мне уже было 64 года!

Вот где потребовалась работа души и сердца! К каждой встрече с аудиторией приходилось по несколько раз прокручивать все возможные варианты, готовить ответы на вероятные вопросы, в чем-то опережать своих оппонентов. И сегодня я с гордостью могу сказать – любая аудитория меня понимала правильно, все поддерживали, люди не только слушали, но и слышали - какие проблемы я пытаюсь донести до них. Я часто задавала себе вопрос – почему было именно так, а не иначе? И сама себе отвечала – это потому, что я никогда не кривила душой, не заигрывала перед аудиторией, всегда вещи называла своими именами, если даже знала, что это не в мою пользу. Но я никогда не уходила от ответа! Помогала в решении вопросов и работа общественной приемной, телефона «горячей линии», которые я возглавляла на общественных началах. Работу с женщинами, семьями проводили через мероприятия, организованные районным женским Советом, женским Клубом «ЕДИНОЙ РОССИИ», который я возглавляла. 

На должности руководителя исполкома местного отделения партии я проработала без малого семь лет. Сумела объединить вокруг себя актив, а помощниками у меня, как ни странно, были бывшие мои кадры – партийные работники!

Судьбу мы строим сами

Вот так длилось мое трудовое долголетие! Начала работать в августе 1957 года, когда мне было 18,5 лет, а завершила трудовую деятельность в ноябре 2009 года, когда стояла на пороге 71 года!

Мой труд оценен по заслугам. Я имею звание «Заслуженный работник культуры ТАССР». Награждена многими медалями. Одна из них – «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» (федеральная), «За доблестный труд» (региональная), «За заслуги перед Мамадышским муниципальным районом» (муниципальная) и другие.

Я счастлива, что именно так проходило мое трудовое долголетие. Сказать, что весь путь был усеян розами, значит покривить душой. Было всё – зависть, неоправданное желание сбросить с занятых жизненных позиций, удары в спину… Но, если бы меня сейчас спросили – хотела ли я прожить другую трудовую жизнь, я бы с чистой душой и открытым сердцем ответила – «нет!».

Основой трудового долголетия я считаю – умение радоваться жизни. Всю жизнь я занималась тем, что мне нравилось. Быть среди людей, жить их нуждами, оказывать посильную практическую помощь. Уважение окружающих. Признание твоего труда. Любовь близких и дорогих тебе людей. Тепло домашнего очага. Успехи детей и внуков, а сейчас и правнуков. Нельзя запускать в душу злобу. Она уничтожает человека изнутри. Нужно научиться радоваться успехам окружающих тебя людей. И постоянно поступать так, чтобы тебе говорили «спасибо».

Я очень люблю поэзию. Имею сборники стихов многих авторов. Так вот, у Людмилы Татьяничевой есть стихотворение «Судьба – это мы». Мне думается, что судьба человека это и есть его трудовое долголетие. Вот как она пишет:

… Не каждый выходит в герои.
Но каждый – 
Родился не зря.
Судьбу надо строить,
Как строим
Ракеты, мосты и моря.
Судьба – это слепок с эпохи.
Точнее:
Судьба – это мы!
ПУСТЬ ТАК БУДЕТ У КАЖДОГО!

Галина Рылова, 
лауреат редакционной премии им. Дм. Крещенова

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев