Нократ

Мамадышский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество.

3 языка подвластны им: мамадышские удмурты свободно общаются на татарском

Удмурты, проживающие в Пойкино, в этом году во второй раз провели свой традиционный национальный праздник Гырон быдтон. Он отмечается в самое благодатное летнее время, когда луга, лужайки зарастают прекрасными цветами. Удмурты издавна собирались на лоне природы, просили урожая хлеба, молили об изобилии.

Мы - многонациональный край

Многонациональность района – большое богатство. На праздничной поляне вместе с удмуртами гуляли, развлекались и татары, русские, кряшены. В его торжественном открытии участвовал глава муниципального района Анатолий Иванов. Он поздравил старательный, дружный удмуртский народ с праздником, высоко отметил вклад представителей этой нации в развитии района, выразил благодарность и признательность. Праздник, начавшийся в приподнятом духе, продолжился с соблюдением всех обрядов. Гости отведали освященные ритуальные пшеничную кашу и национальные угощения. Гырон быдтон, проводимый по окончании весенних работ на полях, включал различные спортивные состязания, игры, концертную программу. На этот праздник, кроме хозяев майдана, прибыли и фольклорные ансамбли из деревень Новая и Нижняя Уча нашего района, деревень Починок Сутер и Верхний Шон Кукморского района.

Удмурты общаются на татарском

В тему

 

Помните, пять-шесть лет назад ансамбль «Бурановские бабушки» в национальных нарядах и лаптях поразил «Евровидение», представив на весь мир российских удмуртов. Зрители очень тепло приняли эту группу, выступившую в национальных костюмах и на удмуртском языке, они повсюду стали дорогими гостями. Почему говорю в прошедшем времени, поскольку кажется, что этот коллектив ныне забыт. Они покорили многочисленных зрителей исполнением зарубежной песни на удмуртском языке. Им посчастливилось показать на «Евровидении», что существует такая национальность – удмурты, красоту своего языка.

 

 

Проживающие у нас удмурты, марийцы свободно общаются на татарском языке и для нас это – обычное явление. Не останется ли в дальнейшем их родной язык только в песнях и фольклоре? Ведь сегодня ведется много споров, связанных с родными языками. Но как бы то ни было, наши удмурты, марийцы говорят на родном языке, исполняют национальные песни.  Помимо этого, никто не должен подвергать сомнению, что они прекрасно владеют и разговаривают на татарском, русском языках. С представителями этих национальностей доводится часто общаться и по делам. Обратившись в интернет, нашел несколько удмуртских слов, касающихся приветствия, пожелания здоровья, благополучия, для предстоящего Гырон быдтона постарался их запомнить. «Зечбуресь» – «Здравствуйте», «Кыче ужъесыд?» – «Как дела?», «Кыче мылкыдыд?» – «Как настроение?», «Умой – хорошо», «Урод – плохо», «Каллен – потихоньку», «Тау зеч утямдылы!» – «Спасибо за гостеприимство», «Кыче чебер тиляд инкуазьды?» – «Какая у вас замечательная природа!». С трудом использованный мною этот словарный «запас» хозяева восприняли тепло. Для общения даже решил использовать и некоторые русские слова. Но этого не потребовалось, с удовольствием пообщались на татарском. Самое интересно – все жители этой деревни: и стар, и млад, оказалось, разговаривают как истинные татары. В то время я подумал о том, что в одном удмурты счастливы - они в совершенстве владеют тремя языками – родным удмуртским, татарским и русским. Это и понятно, ведь вокруг Пойкино расположены Кляуши, населенные русскими, Нижний Шандер, Сарбаш, Тогуз, в которых живут татары. Хорошее владение русским языком, вероятно, связано с тем, что в Кляушской школе обучение ведется на русском. Что касается татарского, то в советское время им часто приходилось общаться с представителями этой национальности. Только вот остается сомнение в том, есть ли среди татар и русских в совершенстве владеющие их языком? Правда, в этом и нет необходимости, поскольку удмурты, кроме своего языка, говорят еще на двух. Проходя по майдану, даже приветствуя людей на удмуртском, получал ответ на татарском. Нельзя не восхищаться их совершенным владением этого языка. Удмуртов тоже коснулось то, что в их языке встречаются заимствования. У женщины, приехавшей из кукморской деревни Верхний Шон спросил: «Как считаете, не грозит ли исчезновение удмуртскому языку?». На что она ответила: «Нет. Он не исчезнет. Пока и наши внуки говорят по-уд­муртски. Считаю, что сохранится и татарский язык. Ведь пока мы говорим по-татарски, почему он должен исчезнуть?».

 

                 Я – татарка, замужем за удмуртом

Старейшей участнице пойкинского фольклорного ансамбля «Италмас» Римме Долговой  65 лет.

-Я родом из деревни Важашур Кукморского района. Ее название, вероятно, вызывает вопрос: «Почему так называется деревня?». Она - смешанная. Здесь вместе живут татары и удмурты. Сама я - татарка. С малых лет росли вместе с удмуртами. В школе учились на родном языке, на улице общались на удмуртском, удмурты – на татарском. В наше время не было принято кого-то ущемлять, обижать, ставить выше другого: жили дружно.  В 1976 году вышла замуж за удмурта Виктора Долгова из Пойкино. Хотя и не знала очень хорошо его родного языка, но не испытывала особых трудностей при общении со свекром, свекровью, родственниками мужа, новыми односельчанами. Часто общались и на татарском. К сожалению, Виктор трагически погиб в 26 лет, я осталась с малолетними дочерьми Лилией и Людмилой. Хорошо, что не бросили, не оставили без помощи родные Виктора. В то время я окончательно убедилась, насколько удмурты бескорыстные, добрые, чуткие люди. Никто никогда не показывал пальцем, что я – другой нации. Так и теперь: люди всех национальностей живут в мире, согласии. Родственники не были против того, что  мы через несколько лет поженились с жителем Пойкино Владимиром. В деревне 38 лет проработала фельдшером. Сегодня с удовольствием говорю по-татарски, по-удмуртски, по-русски. Выйдя на заслуженный отдых, стала участницей «Италмаса». Удмуртские песни, мелодии во многом отличаются от музыки других национальностей. Стараются сохранять обычаи, обряды, традиции. Две дочери от первого брака и сын Владислав - от Владимира и сами создали смешанные семьи. Лилия вышла замуж за немца Виктора Гольсмана, сегодня живут в Казани. Дедушка зятя в Великую Отечественную войну воевал против фашистов.

Супруг Людмилы – татарин, семья тоже живет в Казани. Супруга сына – башкирка, они проживают в Курганской области. Сегодня дети и семь внуков живут на радость родителям.

Послесловие

Эту статью хочется завершить строками о родном языке татарского поэта Равиля Файзуллина: прекрасно знать много языков, если не окажется чужим родной, если твое искреннее высказывание поймет ребенок твой.

 

 

Фото автора 

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев