Нократ

Мамадышский район

Рус Тат
Общество-non-RSS

Рашид Хусаинов хочет создать казачье общество в Мамадыше

Автор лучшего вопроса муфтию Москвы планирует создать казачье общество в Мамадышском районе Победителем конкурса на лучший вопрос муфтию Чувашии, Москвы и Центрального региона Альбиру Крганову стал экс-атаман Рашид Хусаинов из села Красная Горка. Он спросил: «Каково ваше мнение о возрождении казачьих мусульманских обществ в Татарстане? Казаки-мусульмане могли бы быть достойным...

Автор лучшего вопроса муфтию Москвы планирует создать казачье общество в Мамадышском районе

Победителем конкурса на лучший вопрос муфтию Чувашии, Москвы и Центрального региона Альбиру Крганову стал экс-атаман Рашид Хусаинов из села Красная Горка. Он спросил: «Каково ваше мнение о возрождении казачьих мусульманских обществ в Татарстане? Казаки-мусульмане могли бы быть достойным отпором проникновению терроризма и псевдорелигиозному экстремизму, так как они изнутри знают настроение народа». Победителю отправлен приз - фирменные часы «БИЗНЕС Online».

«В 1937 ГОДУ МОЯ МАМА БЫЛА РЕПРЕССИРОВАНА...»

- Рашид Анварович, ваш вопрос о возрождении казачьих мусульманских обществ в Татарстане был очень неожиданным для меня... Расскажите о себе.

- Родился в 1950 году в Соликамске. Как вы знаете, Соликамск был городом каторжан и поселенцев. Моя мама Хусаинова Курбан бика в 1937 году была репрессирована. После ее ухода из жизни я получил из МВД Татарстана справку о ее реабилитации. С ее слов знаю, что сначала сослали в Челябинскую область, затем она попала в Соликамск.

По одной профессии я геодезист, по другой - товаровед промышленных товаров. С 2005 года работал председателем Соликамской общественной организации «Общество по защите прав потребителей».

- Почему решили вернуться на историческую родину - в Татарстан, почему именно в Мамадышский район?

- Моя мама родилась и жила в деревне Нижняя Ошма. Что-то потянуло меня на историческую родину, землю обетованную. А когда уже приехал, узнал, что Мамадыш в 2014 году признан самым благоустроенным городом России в своей категории. Живу в селе Красная Горка.

«КАЗАКИ-ТАТАРЫ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ БОЛЬШИМ УВАЖЕНИЕМ»

- У Альбира хазрата вы спросили, как в Татарстане организовать казачье общество. Почему вы решили, что вы - казак?

- 15 июня 1992 года вышел указ президента России о мерах по реализации закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества. В пункте 3 указано: «установить, что граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать формы хозяйствования, культуры, быт, участвовать в несении государственной службы, а также граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казаки, могут объединяться в хуторские и станичные общества, создавать окружные, войсковые и иные традиционные для казачества общества». На волне этого указа по всей стране стали создаваться и регистрироваться разные казачьи общества. В этих обществах костяк составляли относящие себя к прямым потомкам, а к ним примыкали граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казаки. Их называли поверстанные.

В Соликамске было много ссыльных казачьих семей. В 2003 году меня пригласили в Соликамское некоммерческое партнерское казачье общество на должность кошевого атамана. Так я оказался в казачьем сообществе.

Реклама

Казачий генерал Гусев Б.Н., мой сын и яС казачьим генералом Борисом Николаевичем Гусевым и сыном

Из книги А.А.Новосельского "Борьба Московского государства с татарами«1948 года: «В начале 1554 года царь Иван IV направил в орду Больших ногаев "большого посла" Микулу Бровцына в сопровождении казаков Девлетхози Усеинова и Кадыша Кудимова для переговоров о "добром деле". Бровцын должен был уведомить князя Исмаила о посылке русских войск под командованием князя Пронского для захвата Астрахани, требовать помощи в операциях против Астрахани, а также попытаться привести князя Исмаила к шерти московскому государю. Бровцын, вернувшийся в Москву в июле 1554 года, сообщил об ограблении его по приказу князя, об отказе в военной помощи и в принесении шерти. В начале 1555 года царь Иван IV направил в орду новое посольство во главе с Загряжским с тем же поручением. Из документов этого посольства обнаруживается, что князь Исмаил уже шертовал перед казаком Девлетхозей Усеиновым, очевидно, во второй половине 1554 года, после отъезда из орды Бровцына. Это одно из подтверждений, что казаками назывались казанские татары. Князь Ногайский не стал принимать шерть царю Ивану IV перед послом Бровцыным, а принял шерть перед казаком Девлетхозей Усеиновым».

Это показывает, каким большим уважением пользовались казаки-татары у других народностей. Казаков-мусульман называли казаками или служилыми татарами. Они были хорошими воинами и их приглашали на службу многие европейские правители. До сих пор сохранились татарские общины в Прибалтике, Белоруссии, Польше, Венгрии, Румынии.

Петр I издал указ от 3 ноября 1713 года «О крещении в Казанской и Азовской губерниях магометан, у которых в поместьях и вотчинах находятся крестьяне православной веры». С теми, кто не крестился, поступали жестоко, их переводили в крестьянское сословие, отправляли в ссылку. Те же, кто крестился, сохранили все, что имели, и стали элитой Российской империи. Цвет Российской империи включает в себя 500 татарских фамилий: Юшковы, Суворовы, Апраксины (от Салахмира), Давыдовы, Юсуповы, Аракчеевы, Голенищевы-Кутузовы, Бибиковы, Чириковы, Поливановы, Кочубеи, Козаковы...

Россия расширяла свои границы, казаки стали не нужны в Татарии. Так казаки-татары растворились среди служилых дворян и крестьян. Многие ушли на Дон, в Оренбург. В словаре казаков России осталось много татарских слов.

До революции 1917 года в российском казачестве состояло много казаков-мусульман. Военный совет Российской империи принял «Правила устройства духовной жизни магометан казачьего сословия». Согласно документу, 18 599 мусульман состояли в штате Донского, Черноморского, Кавказского линейного, Уральского, Оренбургского, Сибирского линейного казачьих войск и Тобольского конного казачьего полка. Для казаков, исповедовавших ислам, строили мечети. Исходя из данных за 1853 год, духовные нужды казаков-магометан обслуживали 114 мечетей и 169 мусульманских духовных лиц.

- Как планируете действовать в создании казачьей организации в РТ?

- Меня удивило, что на такой большой территории, как Татарстан, нет казачьих обществ с казаками-татарами. Здесь же раньше жили казаки, даже есть село Казаклар. Да, наверное, если хорошо поискать многие вспомнят о своих предках-казаках.

Планирую создать в Мамадыше казачье общество, входящее в состав Волжского Войскового Казачьего Общества. Веду переговоры. Сфера возможной деятельности казаков широка: обработка земли, создание муниципальных казачьих дружин, охрана памятников культуры, экология, МЧС, пожарная безопасность и многое другое.

Казаки-мусульмане могут дать достойный отпор проникновению терроризма и псевдорелигиозного экстремизма, так как они ближе к земле, они изнутри знают настроение народа и могут пресекать проникновение чуждых идей в своем регионе.

Источник: http://www.business-gazeta.ru/

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев