Нократ

Мамадышский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество-non-RSS

Мамадышцы должны знать, какую ценность представляет место под «Араратом»

Мамадышцы должны знать, какую ценность представляет место под «Араратом» «А напротив зеленых два дома Здесь стояли лет десять назад, Где теперь в этом месте, знакомое, Всем открылось кафе «Арарат». (Владимир Калашников). Ворота домов №№ 3 и 5 по Советской были открыты детям всей округи. Они собирались в этом уютном уголке...

Мамадышцы должны знать, какую ценность представляет место под «Араратом»

«А напротив зеленых два дома

Здесь стояли лет десять назад,

Где теперь в этом месте, знакомое,

Всем открылось кафе «Арарат».

(Владимир Калашников).

Ворота домов №№ 3 и 5 по Советской были открыты детям всей округи. Они собирались в этом уютном уголке летом. Зимой, конечно же, у кого-то из ребят дома. Этот двор можно назвать двором ветеранов. Участником войны был и Урезов Леонид Алексеевич. Ветеранами тыла - семьи Шафеевых, Ясавеевых, Акуловых, Адгамовых.

Кавтасенков Леонид Иванович и Рустам Аглямович Шафеев (слева направо).

- Двор на два дома был один. Стоял солнечный праздничный день 9 мая, я был совсем еще мальчишкой, - вспоминает мой муж.­ - Занимался своими делами во дворе. В воздухе плыла музыка. Детишки бежали в парадной форме к своим школам, держа в руках веточки березы, обсыпанные самодельными белоснежными цветочками. Советская улица жила в тот день празднично. У памятника павшим воинам горел Вечный огонь, устанавливали микрофоны. Я же слышу, что кто-то вздыхает или плачет под горкой, в саду. Захожу в сад Ходжи Нургалиевича. Он сидит на ступеньках и всхлипывает.

- Что случилось?

-Эх, сейчас это праздник, а у меня же перед глазами трупы, трупы. Сколько же пришлось мне немецких женщин оставить вдовами, детей - сиротами! Страшно вспомнить. Война, прежде всего, это - смерть, не ты - так тебя.

Два зеленых дома очень красиво вписывались в панораму своей улицы. Они были построены в свое время как административные здания дорожно-строительной организации, которая должна была строить дорогу «Москва-Пекин». Но по причине того, что отношения в то время с Китаем испортились, строительство дороги «свернули».

Когда я училась в 6 классе, нашему классу было поручено собрать сведения о ветеранах, орденоносцах Великой Отечественной войны. Мы с классным руководителем Сергеем Ананьевичем Ремневым обошли весь город. Шестиклашки, очень гордо, чинно вели себя, выполняя такое серьезное задание. Побывали и во дворе этих домов. Дома были двухэтажные, а подъем на второй этаж шел по лестнице, прямо с улицы, без коридоров и перекрытий. Учитель не рискнул нас вести по этой крутой лестнице, сходил к ветерану один. Потому-то тогда я не запомнила, кто там жил. Это уже позже лестницы, идущие на второй этаж, были перенесены в коридор. Наш 6 А класс обошел дома орденоносцев, участники войны рассказывали, где воевали, как тяжело досталась победа над фашистами нашему народу. Мы пригласили ветеранов в школу. В канун 9 мая их чествовали на торжественной линейке, вручали подарки.

После отмены строительства дороги дома стали «элитными». Здесь получили квартиры учителя, работники администрации. Аппаков Геннадий Федорович - третий секретарь райкома партии, Лобов Семен Демьянович - заместитель начальника пожарной охраны, заведующий роно, позднее - директор вспомогательной школы Ясавеев Абдулла Ясавиевич, директор педагогического училища Юнусов Ходжи Нургалиевич, учителя Акуловы - Мунир Закирович и Лидия Нуровна, редактор местной газеты Шафеев Аглям Гильмич, заместитель военкома Кавтасенков Леонид Иванович и заведующая райздравотделом Мундия Ахметовна, прошедшая по военным тропам с 1941 по 1945 годы (запомнилось только то, что она курила «Беломор», привычка осталась с фронта).

Юнусов Ходжи Нургалиевич и его супруга Сания Гильмановна, Зайтуна Сабирзяновна и Аглям Гильмич Шафеевы (слева направо).

В неимоверно трудных условиях боевой обстановки, подвергаясь обстрелу на земле и с воздуха, когда, казалось бы, и птица не смогла бы пролететь незамеченной, они шли в одном строю с пулеметчиками, танкистами, делали великое дело - ковали Победу. Многого мы не знаем о них, тем более о трудностях, которые они переживали в те годы. Но нельзя их не вспомнить.

Фронтовик Ходжи Юнусов прошел всю войну артиллеристом. После окончания войны много лет Ходжи Нургалиевич проработал директором педагогического училища. С женой Санией Гильмановной они были учителями. Когда я переехала в этот двор, их дети жили в Казани, занимали высокие посты. Внуки часто гостили летом, показывали местной ребятне во дворе награды деда. А дед вскоре умер. Он был первым из жителей двора, который посадил на склоне оврага сад. Там, где сейчас установлена «Эйфелева башня», на горе стоял дом Таракановых. Белый каменный дом, окруженный садом. Хозяин «замка» сотворил сад прямо на горе, укрепляя грядки травой. По его примеру Ходжи Нургалиевич тоже посадил сад. Затем это сделала и семья моего мужа. Но они укрепили грядки, засыпав их землей и досками. В нашем саду даже колодец был. Он до сих пор сочится под горой. На южном склоне прижилась войлочная вишня. Весной вся гора утопала в цветах. Это хорошо было видно с дамбы со стороны Заошмы. Другие соседи тоже развели яблоневые сады на этой горе. В саду нашем мой муж, будучи еще школьником, построил летний домик. В окно открывалась красивая картина - разлив реки Ошмы весной. Домик находился на пригорке - на одной из сооруженных грядок. Позже там была поставлена и баня.

А Кавтасенковы построили домик в своем саду под горой. Леонид Иванович любил природу, он был заядлым рыбаком. А художником каким! Его картины не отличались от произведений знаменитых мастеров кисти. Леонид Иванович оказался тем самым орденоносцем, которого мы в детстве навещали.

- Как-то зашел я к Леониду Ивановичу. Он примерял свой китель. Собирался на праздник Победы. И шутки ради накинул на меня свой китель, увешанный наградами. Их было так много, что мои плечи мальчишки-школьника не удержали его. Среди всех наград здесь были боевые ордена двух степеней Отечественной войны, медали «За отвагу», «За боевые заслуги». На войне он служил разведчиком. Много говорить не любил. Когда приходили воспоминания, наверное, уходил на рыбалку или же писал картины маслом, - так вспоминает о нем мой муж Рустам.

Двор был очень дружный. Это сейчас сосед соседа видит редко. А в те времена, как родственники, были вхожи в любую квартиру. Наши родители - дети той страшной войны. В нищете, холоде и голоде приходилось им выживать. Может быть, поэтому и доброты, милосердия было больше. Что передавалось и их детям, которые одной дружной семьей выросли в этом большом дворе двух зеленых домов. Летом дети-школьники подрабатывали в строительных организациях.

- Сидели мы вдвоем с боевым другом, отдыхали после боя. Чистили автоматы. Живы остались! А сколько погибло наших однополчан. Друг вспомнил родной дом, рассказывал, как встретил любимую девушку, ждал встречи с ней. И, вдруг, между нами падает шальной снаряд. Друга не стало сразу же, погиб от взрывной волны, а меня надолго контузило. Несколько дней продолжался в моей голове рассказ боевого товарища, не мог прийти в себя. Да и долго не слышал ничего, почти месяц. Это первый раз мне повезло... (Рустам вспоминает рассказ фронтовика, который слушал во время сбора веток, когда работников ПМК-761 отправили заготавливать корм для колхоза). - Второй раз судьба решила оставить меня в живых, когда снаряд упал рядом и попал в пень, который меня спас. Трухлявым он оказался и снаряд, видимо, амортизировал, не взорвался. Смерть ходила рядом, совсем рядом. Такова война...

В 70-е годы началось в городе строительство домов. Кто-то из соседей переехал в квартиры с удобствами, Сания апа Юнусова уехала к детям в Казань. Появились у нас новые соседи, которые стали родными в этом зеленом ухоженном дворе. Когда вода в городе пропадала, бегали на ключи под горой, чуть ли не на улицу Чапаева. С правой стороны двора к памятнику шла узенькая тропинка и все ходили по ней за водой на колонку. Овраг был в этом месте заросшим густым кустарником. Какие только птички там не обитали, приятно было слушать их поутру. Центр города. Магазины на улице Советская один за другим. Река рядом. Даже две - Вятка и Ошма. Недалеко Ленинский садик, где дети безопасно могли поиграть. На месте бывшего Троицкого собора раскинут юннатский сад.

Моя свекровь Зайтуна Сабирзяновна Шафеева рассказывала, в каких тяжелых условиях девчонки времен Великой Отечественной копали окопы.

-Дождь, холод, грязь, русского языка не знаем, одежды теплой практически нет. На правом берегу Волги осенью копали окопы. А зимой валили своими девичьими руками лес, - со слезами на глазах рассказывала она.

В 1947 году ей была вручена медаль «За трудовую доблесть». Никто не остался в стороне. Ее брат, оставшийся им с сестренкой за отца и за мать (родители рано умерли) попал в плен. После войны был сослан в город Березняки. Встретиться, поговорить с родным человеком приходилось очень редко. Таковы последствия войны. Радостью было, что жив. Мой свекор - Аглям Гильмич работал на пороховом военном заводе в Казани с 1941 по 1947 годы. В 1947 году он закончил химико-технологический техникум, в 1948 - поступил в Казанский пединститут на исторический факультет. Долгие годы жизни он посвятил работе в районной газете, был редактором «Голоса колхозника» с 1959 по 1962 годы.

В общую победу над врагом весомый вклад внесли жители двух зеленых домов. Меня они встретили очень радушно, стали своими, близкими людьми. Мы часто вспоминаем родной двор, где вырос мой муж. А читала недавно стихи местного поэта Владимира Калашникова, и нахлынули воспоминания про два зеленых дома, от которых остались только три березы, и они, конечно же, помнят, жителей двора. Годы все больше отделяют то суровое военное время, но мы должны помнить тех, кто столкнулся со смертью волею судьбы, тех, кто защитил нашу родину от фашизма. Тех людей, что были когда-то совсем рядом с нами - родные, соседи, просто знакомые…

Роза Шафеева

г.Мамадыш

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Комментарии

  • аватар Без имени

    0

    0

    Спасибо Вам огромное статью! Этот двор - двор и моего детства тоже (внучка Кавтасенковых). Настолько точная передача, что картины прошлого воссоздались в памяти! Во дворе царила особая атмосфера, все мы были одной большой семьей! С большим трепетом вспоминаю времена проживания в Зеленом Доме

    Теги: 250