Нократ

«Оазисы» фольклора

Память человека очень коротка, многое забывается уже через одно-два поколения. Этим летом район посетила экспедиция для сбора кряшенского фольклора, ознакомилась с национальными обычаями, обрядами, традициями. АЛСУ СПИРИДОНОВА Ученый института языка, литературы и искусства имени Галимзяна Ибрагимова Академии Наук Татарстана, кандидат искусствоведения, преподаватель Казанского государственного университета культуры и искусства, Казанской государственной...

Память человека очень коротка, многое забывается уже через одно-два поколения. Этим летом район посетила экспедиция для сбора кряшенского фольклора, ознакомилась с национальными обычаями, обрядами, традициями.

АЛСУ СПИРИДОНОВА
Ученый института языка, литературы и искусства имени Галимзяна Ибрагимова Академии Наук Татарстана, кандидат искусствоведения, преподаватель Казанского государственного университета культуры и искусства, Казанской государственной консерватории, директор центра изучения истории и культуры кряшен и нагайбаков Института истории имени Шигабутдина Марджани Академии Наук Татарстана, видный этнограф, музыкант Геннадий Макаров оказался очень знающим, убежденным человеком. Я поинтересовалась у него, какой материал они нашли в нашем районе.
-Впервые побывал в Мамадыше в 1978 году, приехал с большим катушечным магнитофоном в руках в село поздно вечером. Постучался в дом с красивыми воротами. Пустили. Щербаковы оповестили все село. Быстро собрались старушки и давай петь, плясать… Разошлись только в половине третьего утра. Илья Рязанов поразил игрой на баяне. Гармонисты играли застольные песни, хороводную.
Почти половина всего репертуара ансамбля «Бэрмэнчек» составлена из мелодий, записанных в то время в Мамадышском районе, ее золотого фонда.
Недавно побывали на свадьбе в Кулущах, очень старались вспомнить старые обряды, но этих традиций сейчас придерживаются редко. В Комаровке реально существует фольклорный коллектив, поет, танцует. Ничем не уступят Бурановским старушкам, одержавшим победу на «Евровидении-2010», разливают положительную энергию. Захватывают, так и хочется подпевать. Еще не исчезли оазисы фольклора в деревнях Дюсьметьево, Крещ-Ерыкса, Уткино, Комаровка, Новое и Старое Мочалкино. Самобытностью и собственным обликом, удивительными танцами наш район отличается от других. Столкнулись с коллективными плясками. Обнаружились незнакомые нам танцевальные движения. Записали на камеру. Главный балетмейстер ансамбля «Бэрмэнчек», уроженец села Юкачи Григорий Сергеев собрал много интересного. Немало в районе и своеобразных музыкальных инструментов. В Никифорове видели гармонь, которой уже 110 лет. В Кулущах Матвей Мукашев сыграл на балалайке. Были здесь и гусляры, только их уже не помнят. Пастухи играли на рожке, сорнае, курае, думбра или донгер - назывался барабан из собачьей шкуры. Сейчас мало что сохранилось в народе из музыкальных инструментов.
В Мамадышском районе прежде были монастыри женщин-кряшенок. Они уничтожены в 20-е годы прошлого века. Монахинь забрали в НКВД. Некоторые вернулись к родным, продолжили заниматься распространением и укреплением веры, воспитывали в народе отношение к жизни. Одна жительница Албаево исполнила песни религиозного содержания подобные баитам-мунаджатам, которым научилась от матери. Сила воздействия исключительная. В Албаеве натолкнулись на сказителей-славутов (от слова «славить»).
Геннадий Михайлович таким образом за считанные минуты так глубоко проанализировал и разложил по полочкам фольклор нашего района. Дал много полезных советов, которые помогут продолжать работу в этом направлении. Сохранение первозданного звучания фольклора - главная задача каждого из нас. Невозможно, приехав из Казани, за такое короткое время все изучить. Хорошо бы организовать в районе центр по сбору фольклорных сведений, наследия. Для сохранения местного компонента, музыкального облика района требуется и помощь муниципалитета. Можно говорить о фольклоре, смотреть, но самое трудное - воспроизвести. Без исполнения он не сохранится. Одними только разговорами о хлебе сыт не будешь. Одно дело - научные изыскания, нужны еще уроки, семинары для практического использования. Сейчас есть техника, имеются большие возможности. На диск занесен фольклор всех нагайбаков, проживающих в деревнях Париж, Балыклы, Сарашлы, Фершампенуаз Челябинской области. Надо повторить добрый пример. В то время, когда многие национальности теряют свое лицо, эти мелодии помогают сохранить свою сущность и самобытность. За рубежом даже не обращают внимание на блестяшки «Ямахи», им подай настоящий национальный костюм, подлинное звучание. Национальный дух живет именно в фольклоре, передается из поколения в поколение. Достойный сын своего народа Геннадий Макаров собирает по крупицам жемчужины фольклора, спасает мелодии от вечного забвения, разносит их красоту на весь мир.
Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: