Нократ

Мамадышский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Тема дня "Газета"

Необыкновенный праздник с участием гусей прошел в Мамадышском районе

Без преувеличения могу сказать, что Суньский край - единственный в районе, где так содержательно организуется «Каз омэсе» - праздник гусиного пера. Нынче он прошел в восьмой раз. Его неизменный инициатор и в прошлом, и сегодня - директор Малосуньского Дома культуры Фарит Хузин. Его инициативу подхватили малосуньцы. Всестороннюю помощь ему оказывает...

Без преувеличения могу сказать, что Суньский край - единственный в районе, где так содержательно организуется «Каз омэсе» - праздник гусиного пера. Нынче он прошел в восьмой раз. Его неизменный инициатор и в прошлом, и сегодня - директор Малосуньского Дома культуры Фарит Хузин.

Его инициативу подхватили малосуньцы. Всестороннюю помощь ему оказывает Суньское сельское поселение.

Содержательных праздников, обрядов и обычаев у татарского народа очень много. В их числе связанные с временами года - Сабантуй и Навруз, религиозные праздники Курбан-байрам и Рамадан, обрядовый «Каз омэсе»… С годами они обновляются, меняется форма их проведения.
Заглянем в прошлое
Гусь - одна из древнейших одомашненных, прирученных птиц. Народ издревле старался держать их в большом количестве. Во-первых, из гусиного пуха делали подушки, перины. Можно ли представить себе деревенский дом без этих постельных принадлежностей? Во-вторых, что может быть вкуснее умело приготовленного из гусятины балеша, табикмака, копченого деликатеса! А гусиное масло и сегодня используют в лечебных целях. Гусь был главным украшением на свадьбах. При женитьбе сына или дочери издавна почетным угощением считалась пара гусей. Обряд, когда выносили гуся на свадебное застолье, сохранился по сей день. Но стал более скучным. Раньше пару гусей ставили на свадебный стол на красивом подносе, с песнями, прибаутками, добрыми пожеланиями. А гусиный субботник считался украшением сельской жизни. Этот обряд - не только работа, но и отличное средство общения, развлечения, самопрезентации.
Побывал на ощипывании гусей
Мне посчастливилось принять участие в ощипывании забитых гусей. Несколько женщин увлеченно занимались этой работой в бане Фарита Хузина, вырастившего нынче 16 гусей.
За шутками, песнями, смехом работа спорилась. Пользуясь случаем, вместе с Миляушой Сафиной (на снимке), ощипывающей пух, вернулись в ее молодость.
-Когда мы росли, гусей держали почти в каждом доме. Пасти птицу приходилось детворе. А на таком месте разве можно усидеть: за всевозможными играми даже не замечали, как вместе с гусятами забредали на поля озимых. Плохо было дело, если появлялся полевой Зиннур абый Ахметшин. Он запирал весь выводок на конюшне. Правда, наиболее сметливые находили способ выпустить. Иногда гусей и гусят освобождали из-под «стражи» родители, уплачивая по 50 копеек за каждого. Охраняя гусей на берегу речки, на траве играли в 12 палочек, «чижика» и многие другие игры.
Где субботник, там парни
Гуси в бане ощипаны, выпотрошены, головы, лапки вычищены, большие крылья надломлены. Вероятно, самое интересное время на субботнике - шествие девушек к водоему с очищенными тушками гусей на коромыслах. В прежние времена юные девочки брали эти гусиные перья и бросали их на тропинку к воде. Так делалось, чтобы в будущем году эта тропа была заполнена гусями хозяйки. У ворот девушек встретили парни. На улице зазвучали песни, частушки, начались пляски, после чего участники праздника направились к деревенскому ключу Мэчет асты. Пока девушки омывали тушки гусей, десятки взрослых и детей играли, плясали. В этом Фариту Хузину помогли коллеги, коллектив школы. Работники районного, Нижнеошминского, Среднекирменского, Усалинского Домов культуры и библиотекари увлекали за собой жителей.
Фарида Хамидуллина, старший специалист центра развития традиционной национальной культуры:
-Праздники являются неразрывным элементом народной жизни, культуры. Если они утихают, то истощается культура жизни людей. Народные обряды, обычаи, традиции, появились, конечно, не на пустом месте. Есть среди них сезонные, связанные с временами года, религиозными обрядами, изменениями в жизни. Перемены в условиях жизни меняют и мир праздников. Это естественно. Если мы сумеем внести вклад в возрождение и обновление обрядов, праздников нашего народа, сблизить людей друг с другом, объединить, то поставленной цели добьемся.
Минсылу Юсупова, Райса Мифтахова, пенсионерки:
-После полоскания гусей девушек дома ждали горячий чай, блины, испеченные на гусином жире. А балеши пекли на ужин. При этом в гости приглашались девушки с парнями. В отличие от других субботников, гусиный от начала и до конца - девичий. Люди, державшие много гусей, накануне субботника приглашали девушек - по числу гусей, и столько же - для ощипывания перьев с крыла. В первую очередь обращались к родственницам, соседкам. Отрадно, что сегодня этот субботник у нас проводится очень красочно и оживленно. Остается пожелать, чтобы всегда был мир на земле, обряды своих отцов и дедов не забывали и будущие поколения.
Танзиля Сайфуллина, директор Среднесуньской школы:
-Татарский народ имеет очень много разных праздников. Изучение обрядов, обычаев - очень нужное дело. Действительно, как народ не может жить без религии, языка, так и без традиций он прекратит существование как нация. Ведь все это - наследие наших далеких предков. Надо только их не забывать, беречь, передавать из поколения в поколение.
Праздник до вечера
Самой интересной частью гусиного субботника была вечерняя. Девушки в красивых нарядах собирались в доме, где он проходил. Веселые и озорные, встают они у порога: «продают» гусиное крыло.
Парней пропускают в дом, когда они покажут себя, «выкупят» крыло. А собирать гостей, угощать их всегда считалось делом престижным. Общение с родными, соседями, односельчанами, приглашение в гости еще более оживляло и украшало сельскую жизнь. Впечатлений бодрости, полученных на субботнике, женщинам хватало на весь год, ведь в тот день выяснялось, кто на что горазд.
Заключение
Сегодня национальные праздники, обряды и обычаи начали вновь возрождаться, им придаются современные оттенки (к сожалению, большинство из них видим лишь на сценах очагов культуры). Значит, народ знает свою культуру. Значит, нация живет, следовательно, живет язык, то есть продолжается жизнь.
♦ Если, не отрывая взгляда, смотреть на полет в небе стаи диких гусей, взять с земли то, что попадется под руку, положить к яйцам в гусином гнезде, выведется больше гусят.
♦ Считается, что продажа гуся проживавшему на противоположном берегу реки человеку, приводит к сглазу.
♦ Чтобы не отвернулась удача и было много гусей в будущем году, раньше отрезали конец правого крыла гуся и продавали.
Николай Зюрин

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев