Нократ

Мамадышский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Тема дня "Газета"

Антонина Шишмагаева из Мамадыша: "Не помню страха перед войной"

Проживающая в Мамадыше Антонина Алексеевна Шишмагаева сегодня одна из немногих оставшихся в живых участников Великой Отечественной войны - медицинских работников нашего района. Годы «работают» не в пользу человека, и казалось бы тем, кому жить и жить в мирное время, они должны благоволить. К сожалению, не так… Вот и в Антонине...


Проживающая в Мамадыше Антонина Алексеевна Шишмагаева сегодня одна из немногих оставшихся в живых участников Великой Отечественной войны - медицинских работников нашего района.

Годы «работают» не в пользу человека, и казалось бы тем, кому жить и жить в мирное время, они должны благоволить. К сожалению, не так… Вот и в Антонине Алексеевне чувствуется былая мощная энергия и сила, непокорность и мужество. Крепкий голос выдает твердый характер, а память - только самые-самые яркие моменты.


На мой вопрос о том, как такая маленькая хрупкая девчушка ворочала-поднимала раненых бойцов, она ответила:


- Я маленькой сейчас стала. Рослая и сильная физически была всегда. А бойцов с поля боя выносить мне не приходилось, потому что всю войну проработала в госпиталях. А там только успевай крутиться: то операция, то перевязка, то уколы, то кровотечение, то смерть…


«И никак не могли до места доехать»
После окончания фельдшерско-акушерской школы в Елабуге в Костенеево появилась своя «фельшерица», а для села это - почти врач. Вот только поработать в мирное время и года не пришлось - война! В 1942-м отца - Алексея Михайловича мобилизовали на фронт, а еще через год повестка пришла и для Антонины. Маму - Ираиду Евграфьевну в то время как раз положили на лечение в больницу. Младшие дети -Настя, Валя и Федя остались дома одни…


- Наш госпиталь сформировали в Казани, а ехали мы на Запад. Ехали-ехали, никак до места назначения не могли доехать. Сколько раз под бомбежку попадали, голод испытали нешуточный. Хорошо еще, поезд остановится в поле - можно набрать семечек, свеклы или картошки. А первое боевое крещение испытали в Гомельской области, под городом Злынка.


- Было очень страшно?


- В голове все забыто, только одна мысль: как только раненым помочь. Не помню я страха. А вот тот поезд мне и сейчас бывает, что снится. Все едет он и едет…


«Сестричка, «утку» и сама на минутку!»
Антонина Алексеевна все военное лихолетье проработала хирургической послеоперационной медсестрой в эвакогоспитале №2781, который следовал за действующей армией на Запад. Вот и ее путь лежал на Брест, в Познань, Варшаву, другие польские, а затем и немецкие города. День Победы они встретили в малом Кенигсберге, там же и пришлось ей работать-служить вплоть до 1951 года, лечить раненых летчиков. Трудилась и в должности фельдшера-акушера в родильном отделении.


- Помню, что дежурили сутками. Все одно и тоже: прием-эвакуация раненых, операции, ампутации… А люди - разные, умирать никому не хочется, то тут, то там кричат: «Сестра, «утку» и сама на минутку!». А их у меня, послеоперационных человек по 20 было. Перекусить некогда, да и бывало что нечем. Если только что от раненых останется - то чая глоточек, то хлеба кусочек. Это уж потом Америка видит, что немцы отступают, советские войска идут в Европу, они и открыли Второй фронт. Вот тогда их помощь пришла - продуктами, одеждой. Мне тоже досталось пальто, платье.


О друзьях-товарищах
Вернее о боевых подругах и коллегах по работе вспоминает Антонина Алексеевна с особой теплотой. О Маше Баженовой, с которой вместе работали в малом Кенигсберге и после войны - в Ворошиловградской больнице. Помнит налеты бендеровцев в лесу под Малевичами, как оттуда спасали раненых, хорошо еще, что разведка быстро доложила, и их успели эвакуировать. Потому и за сегодняшнюю Украину ей по-особому больно…


Медика с таким послужным списком, конечно же, с радостью встретили в Мамадышской районной больнице. Долгие годы трудилась она медсестрой в хирургической отделении, выполняла и обязанности анестезистки. Вместе с легендарными врачами - Юлией Федоровной Запольской, Венерой Ивановной Калининой, Александром Архиповичем, Феликсом Яковлевичем стояла она на страже здоровья людей в мирное время.


Забота об осиротевшей семье фронтовика (отец погиб в боях под Ржевом) полностью легла на плечи Антонины. Вместе с мамой и племянником Владимиром, которого воспитала, как родного сына, пять лет они прожили на съемной квартире, потом появилась своя собственная. В 56 лет она ушла на пенсию. «Очень устала, - говорит ветеран. - Ухаживала за больной мамой, в последние годы жизни она ослепла. Вот и я одним глазом тоже очень плохо вижу».
В сентябре Антонине Алексеевне исполняется 91 год.


В тему


За храбрость, стойкость и мужество, проявленные борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Антонина Алексеевна Шишмагаева награждена:
- орденом Отечественной войны второй степени;
- знаком «Фронтовик» (1941-1945);
- многочисленными юбилейными медалями.

Наталья Якимова

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев